№7, 1984/Жизнь. Искусство. Критика

Слушая пульс времени (Закономерности искусства и диалектика художественного познания)

На внеочередном февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС была особенно подчеркнута преемственность внешней и внутренней политики партии. «Преемственность, – говорил на Пленуме Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко, – не отвлеченное понятие, а живое, реальное дело. И суть ее прежде всего в том, чтобы, не останавливаясь, идти вперед. Идти, опираясь на все достигнутое раньше, творчески обогащая его, концентрируя коллективную мысль, энергию коммунистов, рабочего класса, всего народа на нерешенных задачах, на ключевых проблемах настоящего и будущего» 1.

В сфере художественного творчества сохранять преемственную связь с предшествующим курсом партии – значит прежде всего рассматривать литературу и искусство, как завещал В. И. Ленин, в качестве органической, составной части общепартийного, общенародного дела социалистического строительства.

С огромным вниманием и заинтересованностью работники культурного фронта, деятели литературы и искусства восприняли опубликование материалов декабрьского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, в которых нашла дальнейшее развитие программа совершенствования методов хозяйствования, укрепления государственной, плановой и трудовой дисциплины. Эта программа принесла уже ощутимые результаты, выражающиеся в ускорении темпов экономического развития, улучшении многих количественных и качественных показателей. Люди стали трудиться с большим желанием, лучшим настроением. Все это подтверждает верность курса, выработанного партией, реальность и обоснованность поставленных задач, рождает уверенность в преодолении имеющихся трудностей.

Грандиозные масштабы реализующихся социально-экономических программ, в том числе Продовольственной и Энергетической, ускорение научно-технического прогресса, который меняет облик целых регионов, – все это ставит новые задачи и в области массово-политической, идеологической работы партии, перед всеми отрядами идеологического фронта. А значит, и перед деятелями художественной культуры.

Формирование нового человека – не только важная цель, но и непременное условие, особенно в наше время, дальнейшего продвижения вперед по пути социалистического, коммунистического строительства.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», одобренных апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и первой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, записано: «Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего – как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения» 2. Сказанное в полной мере относится и к повышению идейно-воспитательной функции социалистической художественной культуры.

Художественной культуре социализма принадлежит большая роль в становлении и развитии таких черт личности социалистического типа, как патриотизм и интернационализм, убежденность в правоте идеалов коммунизма, активная гражданская позиция, кровная заинтересованность во всех государственных и общественных делах, инициативное, творческое отношение к труду.

Исторический опыт развития многонациональной советской художественной культуры показывает: все значительные достижения наших писателей, художников, композиторов, деятелей театра и кино связаны с творческим воплощением в произведениях литературы и искусства объективных законов развития художественной системы социализма.

Ю. В. Андропов в работе «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» отмечал, что колоссальные созидательные силы, заложенные в нашей экономике, могут быть воплощены на практике в полной мере лишь на основе законов экономической системы социализма. «Объективный характер этих законов требует избавиться от всякого рода попыток управлять экономикой чуждыми ее природе методами» 3.

Бесспорно, духовная культура отличается резкой спецификой, механически переносить на нее закономерности экономической жизни общества невозможно. В то же время представляется несомненным, что творческий рост нашего искусства есть результат следования объективным законам развития художественной системы социализма, открытым еще в работах В. И. Ленина, творчески развитым в последующих партийных документах – от письма ЦК РКП(б) «О Пролеткультах» (1920 г.) до решений XXVI съезда КПСС, материалов июньского (1983 г.), внеочередного февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС. Наоборот, отступления от этих законов порождают различного рода субъективистские, односторонние концепции, чреваты серьезными творческими неудачами, тормозят поступательное движение социалистической художественной культуры.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛИЗМА

В научной литературе проблема объективных законов развития художественной культуры социализма практически не разрабатывается. Между тем ее постановка в современных условиях имеет важное значение, так как в теоретическом плане позволяет целостно, глубоко представить принципиальные, качественные особенности социалистической художественной культуры, в практическом – помогает художникам ориентироваться на объективные закономерности движения и функционирования искусства в социалистическом обществе, в идеологическом – позволяет аргументированнее и оснащеннее выступать против фальсификаций буржуазного и ревизионистского толка.

Разумеется, в этой статье мы не можем претендовать на сколько-нибудь полное рассмотрение проблемы. Выскажем лишь некоторые общие соображения.

Родовое свойство социалистической художественной культуры – ее органическое взаимодействие с духовным прогрессом общества, задачами создания духовных предпосылок экономического развития. К. У. Черненко говорил на февральском Пленуме: «Не менее важно сейчас обеспечивать все более тесную взаимосвязь экономического, социального и духовного прогресса советского общества. Невозможно поднимать экономику на качественно новый уровень, не создавая необходимые для этого социальные и идеологические предпосылки. Равным образом невозможно решать назревшие проблемы развития социалистического сознания, не опираясь на прочный фундамент экономической и социальной политики.

Строить новый мир – это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте. Именно под этим углом зрения, как известно, рассмотрел вопросы идеологической, массово-политической работы июньский Пленум ЦК. В соответствии с его установками партия будет добиваться, чтобы эта работа полностью отвечала характеру больших и сложных задач совершенствования развитого социализма» 4.

Как показала история нашей художественной культуры, все проблемы и задачи художественного творчества могут успешно решаться и решаются лишь в соотнесении художественного творчества с характером и задачами пролетарской классовой борьбы за новый мир. «…Мы должны, – говорил Ленин, – всегда иметь перед глазами рабочих и крестьян. Ради них мы должны научиться хозяйничать, считать. Это относится также к области искусства и культуры» 5.

Поэтому социалистическую литературу и искусство с самого рождения отличает активное вторжение в жизнь. Ленин отмечал воздействие романа Горького «Мать» на формирование социалистического сознания рабочего класса, политическую актуальность стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся». На XXVI съезде КПСС подчеркивалось, что лучшие произведения литературы и искусства последних лет активно участвуют в решении проблем, которыми живет наше общество, поднимают «такие серьезные проблемы, над которыми действительно не мешало бы «попотеть» Госплану. Да и не только ему» 6.

Это не значит, разумеется, – об этом также шла речь на съезде, на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, – что художественная культура на современном этапе развивается гладко, не встречая на своем пути трудностей и противоречий. Так, ее рост сдерживается порой неверными исходными установками иных писателей и критиков, когда, например, чуть ли не единственной проблемой, заслуживающей внимания художника, объявляется проблема совести, долга, некоей надсоциальной «духовности». Ни в коей мере не ставя под сомнение важности и исключительной актуальности в наши дни нравственной проблематики, нельзя все же только к ней свести все многообразие искусства. Отечественный опыт свидетельствует, что наибольшей полноты художественное воссоздание действительности достигается только тогда, когда герои показываются многомерно, во всем богатстве и многообразии своих взаимосвязей с политической, социальной системой времени, его духовной атмосферой, мировоззренческими, философскими, нравственными исканиями. Любые попытки – а они имели место в некоторых публикациях последних лет – подменить эти четкие категории абстрактными понятиями «национального духа», «естественного человека» и т. д. входят в противоречие с фундаментальными законами социалистического искусства и неизбежно ведут к творческим поражениям.

Важнейшая особенность социалистической художественной культуры – опора на марксистско-ленинскую мировоззренческую основу. «…Только миросозерцание марксизма, – говорил Ленин, – является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата» 7.

И об этом сегодня приходится напоминать, так как еще на памяти попытки отдельных творческих работников, критиков найти духовную опору нашего искусства и литературы в различного рода идеалистических построениях типа «богоискательства», культа патриархальщины и т. д.

Социалистическая художественная культура непримирима по отношению к любым проявлениям философской неразборчивости, мировоззренческой всеядности. В этих традициях она воспитывает своего читателя, зрителя, слушателя. В наши дни, в обстановке обострения идеологической борьбы особенно нетерпимы какие бы то ни было попытки заигрывать, кокетничать с мировоззренческим плюрализмом, религией, мистикой.

Закономерным для социалистической художественной культуры является ее пафос исторического оптимизма. Воссоздавая даже самые трагические ситуации и сложные проблемы развития общества, наше искусство показывает, что в конечном итоге торжествуют коллективные начала, нравственное здоровье – все то, что присуще изначально социалистической общественной системе. Разумеется, это не означает, будто в финале каждого романа, фильма, пьесы добро непременно должно торжествовать победу над злом, – такие нормативные требования, безусловно, чужды искусству социалистического реализма. Речь идет о пафосе, образном строе произведения, об определенности авторской позиции.

Социализм не может сам по себе нести избавления от противоречий, заблуждений, любых житейских неурядиц. И теперь в жизни людей есть и трудности, и разочарования, и очень нелегкая порой борьба нового со старым. Социалистическое искусство никогда не уходило и не уходит от правдивого воссоздания всех этих процессов. Но оно изображает их прежде всего как источник и стимул поступательного развития общества.

Важной особенностью развития художественной культуры социализма является и то, что, обогащая в новых исторических условиях лучшие традиции, наиболее ценные черты культуры каждого из народов нашей страны, она выработала за более чем шестидесятипятилетнюю историю существования свои собственные традиции. И точно так же, как развитое социалистическое общество опирается на собственную основу, так искусство развитого социализма опирается на собственные идейные, этические, эстетические социалистические общесоветские традиции, которые отнюдь не отменяют и не ликвидируют, а, уместно повторить, естественно включают в себя, в творчески переработанной форме, все лучшее из традиций культуры прошлого. Анахронизмом в этой связи представляются попытки под лозунгом сохранения национальных истоков возродить несвойственные социалистической культуре патриархальные черты, включить в нее с позиций единого потока все тенденции прошлого.

На декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС говорилось о необходимости наиболее полного использования преимуществ, которые заложены в социалистическом способе производства, в нашей общественной системе. Аналогично можно было бы говорить и о необходимости более глубокого, основательного и творческого обогащения искусства реальными преимуществами, которые заложены в его творческом методе – методе социалистического реализма, который позволяет показывать действительность в исторической перспективе: без лакировки и без педалирования, нагнетания теневых сторон.

Социалистический реализм – самый прогрессивный творческий метод прежде всего потому, что он не только ориентирует художника на правдивое воссоздание определяющих явлений, сторон действительности (выступая как важный инструмент познания мира), не только дает возможность верно оценить эти явления (выступая как фактор социальной, ценностной ориентации), но и в свою очередь творит мир, преобразует его. Принцип коммунистической партийности как основа основ метода социалистического реализма и имеет в виду прежде всего собственно творческую, созидательную сторону нашего искусства, его активную общественно преобразующую природу. Искусство социалистического реализма не только предвидите провидит пути движения человечества к лучшему будущему, но и само по себе предлагает пути к этому будущему.

Безусловный закон развития художественной культуры социализма – руководство Коммунистической партии, которая, по Ленину, должна «с ясным сознанием» направлять процессы развития искусства, формировать и определять его результаты8.

Этот закон имеет объективный характер, ибо по мере совершенствования социализма интенсивно возрастает роль художественной культуры в формировании нового человека, в многогранной идейно-воспитательной деятельности партии, в утверждении духовных основ социалистического образа жизни.

«Все мы видим, как по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма»9.

Искусство социалистического реализма, отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, вносит большой вклад в обогащение духовной жизни трудящихся, их воспитание на коммунистических идеалах. Отметив значительные достижения многонациональной социалистической художественной культуры, Пленум подчеркнул важность дальнейшего подъема литературы и искусства, сформулировал задачи их будущего развития с учетом характера массово-политической работы в современных условиях, идеологического противоборства двух диаметрально противоположных мировоззрений, двух политических систем – социализма и империализма. «Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности – важнейшая миссия социалистической культуры» 10. Так Пленум определил магистральную линию развития многонациональной советской литературы и искусства.

Перечисленные выше объективные закономерности развития художественной культуры социализма в своей совокупности и характеризуют ее как целостность, которая, подобно самому развитому социализму, качественно отличается от предшествующих художественных культур. Отступления от этих закономерностей (как это показали в свое время события в области литературы и искусства в Венгрии, Чехословакии, Польше) чреваты деструктивными, антисоциалистическими в конечном итоге последствиями.

 

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Социалистическая художественная культура на каждом из этапов своего исторического развития была неразрывно связана с задачами социалистического строительства, вносила весомый вклад в осуществление программных предначертаний партии. Так было в годы индустриализации и коллективизации, героическую и драматическую годину Великой Отечественной войны, послевоенный восстановительный период.

В полной мере это относится и к искусству последних десятилетий, художественно воссоздающему величественную летопись нашего времени.

Думается, что глубокое осмысление магистральных направлений социалистического культурного строительства, культурной стратегии партии на этапе совершенствования развитого социализма позволит более полно и выпукло представить и проблемы, которые предстоит решить в сфере художественной культуры, ибо сегодня, более чем когда-либо, очевидно, что они, проблемы эти, не могут рассматриваться изолированно от тенденций общественного развития, что литература и искусство в наши дни стали, как и учил Ленин, составным слагаемым общепартийного, общенародного дела социалистического, коммунистического строительства.

Каковы же основные направления культурной стратегии партии в современных условиях?

Прежде всего это обеспечение оптимального соотношения между ростом материального благосостояния народа и развитием его духовной культуры. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось: «У нас часто используется формула «повышение уровня жизни». Но ее порой трактуют упрощенно, имея в виду лишь рост доходов населения и производство предметов потребления. В действительности понятие уровня жизни гораздо шире и богаче. Тут и постоянный рост сознательности и культуры людей, включая культуру быта, поведения… Тут и образцовый общественный порядок, и здоровье, рациональное питание, тут и высокое качество обслуживания населения (с чем у нас, как известно, еще далеко не все благополучно). Тут и полноценное с нравственно-эстетической точки зрения использование свободного времени. Словом, все то, что в совокупности достойно именоваться социалистической цивилизованностью» 11.

В нашем обществе созданы значительные возможности для удовлетворения растущих материальных потребностей трудящихся. Вместе с тем не представляет секрета, что стремление к удовлетворению этих потребностей перерастает порой в «вещизм», дают себя знать рецидивы мещанской, потребительской психологии. Известная часть населения характеризуется невысоким уровнем культурных запросов.

Партия стремится вести свою культурную политику таким образом, чтобы обеспечить гармоническое развитие материальных и нравственных запросов.

Вполне понятно, что в формировании и совершенствовании разумных художественных потребностей, которые никак не могут быть сведены только к развлекательному интересу, огромное значение имеет само искусство, во всем своем тематическом богатстве, разнообразии жанров и стилей. Важную роль призвана сыграть творческая интеллигенция в эстетическом воспитании подрастающего поколения, о чем говорится в документе ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Именно в школьные годы формируется вкус, складываются представления об искусстве.

Забота о гармоническом соотношении материальных и духовных начал тесно связана в партийной политике с постоянным вниманием к идейной направленности и художественному уровню произведений литературы и искусства, их связи с жизнью народа, практикой коммунистического строительства.

Партия последовательно выступает против идейной неразборчивости, уступок различного рода немарксистским концепциям, против серости и невыразительности, за искусство большого идейного звучания и новаторской художественной формы.

На партийных съездах и в постановлениях ЦК КПСС по вопросам художественного творчества отмечается, что искусству социалистического реализма чужды как попытки лубочного приукрашивания действительности, так и искусственное выпячивание теневых явлений. Оно призвано убедительно раскрывать великую революционно-преобразующую миссию рабочего класса, испытанного политического руководителя нашего народа – Коммунистической партии, ярко пропагандировать исторические преимущества реального социализма, подлинные идейные, социальные, нравственные ценности нашего общества.

С признательностью поддерживая усилия «литераторов, музыкантов, художников, работников театра и кино, которые активно развивают великую многонациональную культуру нашей Родины» 12, партия ведет широкую работу, направленную на создание оптимальных условий творческой деятельности. Это и забота о дальнейшем развитии и совершенствовании материально-технической базы культуры, от прочности и широты которой самым непосредственным образом зависит приобщение к художественным ценностям самых широких слоев населения.

Это и совершенствование методов руководства творческим процессом, дальнейшее обогащение ленинских принципов, форм и методов партийного воздействия на художественное творчество, что особенно важно в условиях обострения идеологической борьбы на международной арене. Ленинский стиль руководства культурным строительством отличается глубоким пониманием специфики и сложности художественного творчества, ему чужды методы командования и вкусовщины. Партия поддерживает все, что обогащает культуру, помогает воспитанию трудящихся в духе норм и принципов развитого социализма. Она уважительно относится к творческому поиску художника, не вмешиваясь в форму и стиль его работы. Партия соединяет бережное, уважительное отношение к таланту с высокой принципиальностью и требовательностью, нацеливает творческие союзы и объединения на воспитание деятелей культуры в духе ответственности перед народом, укрепление в их среде обстановки идейной, нравственной и эстетической взыскательности, на решительное пресечение фактов беспринципности, примиренчества, субъективистских пристрастий, на усиление персональной ответственности руководителей органов печати, учреждений культуры за идейное содержание и художественный уровень публикаций и репертуара.

Для современного этапа партийного руководства художественным творчеством характерен акцент на повышении роли низовых партийных организаций творческих союзов и учреждений культуры. Особого внимания в этом отношении заслуживает постановление ЦК КПСС «О работе партийной организации Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы» (1983 г.), рассматривающее все аспекты художественной политики партии – идейно-политический, творческий, организационный – на уровне низовой организации.

В любом партийном документе последних лет деятели культуры и искусства находят много поучительного и важного для своей творческой работы, для совершенствования ее форм и методов. Не составляют в этом смысле исключения и материалы декабрьского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС.

Прежде всего Пленумы еще раз напомнили, что в любой сфере хозяйственного и культурного строительства, чтобы успешно продвигаться вперед, необходимо дать трезвый, реалистический анализ положения дел – с учетом как позитивных моментов, которые необходимо развивать, поддерживать, поощрять, так и нерешенных (сложных, неоднозначных, противоречивых) проблем.

  1. «Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС. 13 февраля 1984 года», М., Политиздат, 1984, с. 10.[]
  2. »Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик», 18 апреля 1984 года, с. 300. []
  3. Ю. В. Андропов, Избранные речи и статьи, М., Политиздат, 1983, с. 236.[]
  4. «Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС. 13 февраля 1984 года», с. 16 – 17.[]
  5. »В. И. Ленин о литературе и искусстве», М., «Художественная литература», 1976, с. 658. []
  6. »Материалы XXVI съезда КПСС», М., Политиздат, 1981, с. 62. []
  7. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 41, с. 337.[]
  8. См.: «В. И. Ленин о литературе и искусстве», с. 657.[]
  9. «Пленум Центрального Комитета КПСС. 14 – 15 июня 1983 года. Стенографический отчет», М., Политиздат, 1983, с. 125.[]
  10. Там же, с. 25.[]
  11. »Пленум Центрального Комитета КПСС. 14 – 15 июня 1983 года. Стенографический отчет», с. 119. []
  12. Пленум Центрального Комитета КПСС. 14 – 15 июня 1983 года. Стенографический отчет», с. 25.[]

Цитировать

Лукин, Ю. Слушая пульс времени (Закономерности искусства и диалектика художественного познания) / Ю. Лукин // Вопросы литературы. - 1984 - №7. - C. 3-35
Копировать