Словенская литература наших дней
Развития послевоенной словенской литературы нельзя правильно вонять, не зная некоторых существенных исторических фактов, под воздействием которых создавалась эта литература.
Прежде всего необходимо знать, что словенский народ вплоть до распада Австро-Венгерской монархии на исходе первой мировой войны был лишен свободы, это была одна из многих наций, заключенных в «тюрьме народов», к тому же самая маленькая из них, поэтому словенам пришлось столетиями упорно сопротивляться чужестранному ассимиляционному давлению и бороться за минимальные демократические политические свободы, среди которых на первом месте было право пользования родным языком. В довоенных условиях монархической Югославии, в условиях антидемократического националистического шовинизма, словенский народ был лишен тех прав, которые должны были ему принадлежать.
Вследствие таких сохранявшихся на протяжении столетий исторических условий, с одной стороны, крепло и усиливалось национальное сопротивление словенского народа иностранному давлению, а с другой – общественное и политическое развитие словен не могло, естественно, протекать в обычных формах. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что у словен долгое время вообще не было национальной буржуазии, так как в городах, преобладали иностранцы, и словенское городское население начало интенсивно дифференцироваться в классовом отношении только во второй половине XIX века.
Культура, и в частности литература, все это время оставались наиболее действенным оружием в борьбе словенского народа за сохранение национального своеобразия, своего языка и минимальных демократических свобод. Начиная с первой же книги на словенском языке, вышедшей в 1551 году, словенская литература была прежде всего активным участником борьбы за национальное существование и демократическое общественное развитие. Это ее назначение особенно четко выявилось в эпоху романтизма (первая воловина XIX столетия), когда словены выдвинули своего крупнейшего поэта, доктора Франце Прешерна, и на рубеже XIX и XX веков, когда словенская литература достигает расцвета и когда творили два выдающихся художника – прозаик Иван Цанкар и поэт Отон Жупанчич. Несмотря на малочисленность словенского народа и явное отставание во многих областях, в это время литература Словении проявляет себя как жизнеспособный, самобытный, крепкий организм и в своем развитии равняется на достижения литературы в Европе и во всем мире.
Активно отстаивая национальную самостоятельность, словенская литература, будучи уже по своей природе литературой «народа-пролетария», как называл свой народ Иван Цанкар, служила делу свободы и революционного прогресса общества. Доктор Франце Прешерн, живший в духовно отсталом провинциальном обществе, был человеком исключительного свободомыслия. Он подвергался преследованиям правящих кругов за то, что с воодушевлением приветствовал «весну народов» в 1848 году. Иван Цанкар заявил о себе как о художнике, близком к революционному пролетариату, и с классовых позиций предугадал историческую судьбу словенского народа. На позициях радикальной критики общества, на революционных позициях стояла передовая словенская литература в период между двумя мировыми войнами, когда под руководством Коммунистической партии словенский народ обрел революционное сознание и решимость покончить с общественной, политической и культурной реакцией. В словенской поэзии и прозе того времени происходит процесс становления реализма – самобытного художественного метода, носители которого стремились критически отображать трудные социальные проблемы того времени и видели возможность их разрешения в революции.
Определившиеся особенности национально-исторического и общественного развития, органически присущий словенской литературе, точнее, ее ведущим направлениям демократизм приобрели особую действенность в годы второй мировой войны, в эпоху народно-освободительной борьбы, когда словенские писатели, за редким исключением, активно участвовали в битве за свободу, посвятив ей и свое творчество, и свою жизнь. Литература военных лет составляет исключительную по интересу и художественному значению главу культурной истории словенского народа. Словенская литература этого времени, особенно поэзия, была одухотворена революционными идеями, находившими необычайно сильный отклик в массах народа. Основная особенность, присущая словенской литературе на протяжении всей ее истории, – служение задачам национального и социального освобождения, – получила в годы войны свое высшее проявление.
Предысторию современной литературы Словении необходимо знать хотя бы в общих чертах, чтобы понять специфику ее развития в послевоенное время. На новом этапе в словенской литературе продолжают развиваться сложившиеся направления; началась новая эпоха ее истории.
После победной социальной революции в социалистической Югославии открылись возможности свободного и всестороннего развития литературы и искусства. Для этого были подготовлены все условия; возникла, например, разветвленная сеть издательств, не идущих ни в какое сравнение с малочисленными издательствами в монархистской довоенной Югославии. Духовное освобождение позволило каждому из югославских народов в соответствии со свойственными ему традициями и потребностями определять свое культурное лицо.
Однако сдвиг произошел не только в области практической организации культурной жизни. Решающие сдвиги произошли после войны в самом сознании художников. Прежде особое звучание словенской литературы определялось ощущением вечной угрозы национальной самостоятельности и чувством социальной несправедливости. После войны, в годы свободного и демократического национального развития, такое ощущение утратило под собой почву; во всяком случае, оно уже не обострено в такой степени, как еще сравнительно недавно. Словенский литератор, быть может, впервые в истории почувствовал ту творческую свободу, которая ведома художникам других, не обремененных в такой мере грузом прошлого народов.
Это духовное раскрепощение решительно повлияло на характер послевоенной словенской литературы.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.