№8, 1976/Заметки. Реплики. Отклики

Сквозь «уличительное» стекло (Еще раз о конкурсе Надсона)

«Неизвестная страница биографии С. Есенина» – таков подзаголовок статьи В. Вдовина «Скоро и кончится конкурс Надсона» («Вопросы литературы», 1976, N 4, стр. 219 – 225). Не случайно, однако, она помещена не в разделе публикаций и сообщений, где журнал обычно публикует такого рода материалы, а под рубрикой «Критика: Споры. Заметки. Отклики», – исследователь стремится здесь не столько раскрыть «неизвестную страницу биографии» поэта, сколько подвергнуть сомнению некоторые работы другого автора (речь идет об опубликованных в сборнике статей и материалов «Есенин и современность» двух моих работах), в которых В. Вдовин обнаружил лишь одни неточности и ошибки. На это со всею очевидностью указывает прежде всего то обстоятельство, что и начинается, и заканчивается заметка одним и тем же «мотивом»: обобщенной (и достаточно критической) характеристикой этих исследований. К тому же некоторые из использованных в статье «неизвестных материалов» таковыми в действительности уже не являются, ибо совсем недавно были опубликованы самим В. Вдовиным в гораздо более полном виде в очерке «Кастальская вода» 1, и повторное использование нескольких усеченных цитат из них (никак, кстати, не связанных с основной, вынесенной в заглавие, темой заметки!) понадобилось здесь автору исключительно в целях полемики. Не будь у исследователя желания, так сказать, «уличить» меня в неточностях и ошибках, не было бы, естественно, и нужды еще раз обращаться к этим материалам, только что опубликованным в центральной периодике.

К сожалению, однако, «уличая» меня в неточностях, сам исследователь в полемическом азарте недостаточно основательно разобрался в сущности затронутых им вопросов и, кроме того, не совсем точно в ряде случаев изложил факты. Именно это и вынуждает меня внести необходимые уточнения в несколько поспешные, как представляется, умозаключения В. Вдовина.

При всей масштабности как «преамбулы» («В. Базанов ставит под сомнение некоторые даты, другие указывает приблизительно»; «предлагаемая им передатировка некоторых писем Есенина неверна, а даты пребывания – неточны»), так и «заключения», где В. Вдовин подчеркивает, что «отмеченные неточности и ошибки не исчерпывают всех погрешностей» анализируемых им работ, – фактическая основа статьи довольно-таки скромна: речь в конечном счете идет всего-навсего лишь о датировке двух юношеских писем Есенина (точнее, даже одного, к М. Бальзамовой), а также об уточнении связанных с поездками поэта по нашей стране трех дат, на основании которых, замечу кстати, вряд ли справедливо, как это делает В. Вдовин, давать общую оценку всей работы, в которой регистрируется и соответствующим образом аргументируется не три и даже не тридцать, а почти триста (!) аналогичных дат.

Каковы же при этом аргументы моего оппонента? Попробуем рассмотреть их со всею тщательностью и объективностью.

В одном из писем Есенина к другу юности Марии Бальзамовой, публикация полного текста которого (наряду с текстами других сохранившихся писем поэта к М. Бальзамовой) была подготовлена мною для сборника «Есенин и современность» совместно с разыскавшим эти письма рязанским краеведом Д. А. Коноваловым, поэт писал: «Скоро и кончится конкурс Надсона» 2. Комментируя это письмо, я отметил, что речь в процитированной фразе идет о «литературном конкурсе, в котором Есенин принимал участие» 3, а само письмо датировал при этом концом 1912 года4. Последнее и вызвало возражение В. Вдовина Впрочем, основное внимание мой оппонент уделяет вопросу о датировке не этого, а другого письма Есенина, к Грише Панфилову, в котором поэт просил своего школьного друга написать их общему знакомому Исаю Павлову, проживавшему в Москве, и узнать у него, «как конкурс?» 5. Опираясь на это письмо, из текста которого явствует, что поэт писал его не в Москве, где он жил в ту пору, а у себя на родине («Гриша, сейчас я нахожусь дома», – читаем в нем), я в «Материалах к биографии С. А. Есенина» отметил поездку поэта из Москвы в Константинове, выразив при этом сомнение в точности имеющихся датировок этого письма (в собрании сочинений поэта и в литературной хронике В. Белоусова «Сергей Есенин»), поскольку они плохо согласуются с некоторыми другими фактами. Не имея, однако, возможности детально останавливаться на этом отнюдь не простом вопросе, то есть в работе о поездках Есенина выяснять с должной точностью время написания одного из многих писем поэта, я ограничился лишь кратким перечнем фактов, которые противоречат принятым датировкам письма, оставив при этом открытым вопрос о новой дате письма, который требовал специального рассмотрения6.

«Такой вывод исследователя (то есть мое мнение о том, что имеющиеся датировки этого письма «не представляются убедительными». – В. Б.) следует признать ошибочным», – категорически заявляет В. Вдовин, даже не пытаясь при этом задуматься над моими аргументами (вскользь упоминает он лишь один из них, но и его никак не опровергает и не объясняет) и полагая, что надежным ориентиром «для более точной датировки» как этого письма, так и письма к М. Бальзамовой могут служить содержащиеся в них «упоминания… о конкурсе Надсона», «зная время проведения» которого «можно уточнить датировку» писем «и исправить допущенные ошибки». Обратившись поэтому к материалам конкурса и весьма подробно (с некоторым даже излишеством) осветив его историю, В. Вдовин отметил, что «конкурс лирических стихотворений на соискание премии имени С. Надсона» проводило (в связи с 50-летием со дня рождения и 25-летием со дня смерти С. Надсона) Общество деятелей периодической печати и литературы (Москва); 17 февраля 1912 года был избран состав жюри конкурса, а 5 мая – опубликованы условия его, причем «срок представления стихотворений на конкурс был определен до 1 ноября 1912 года», а «срок опубликования результатов – не позднее 1 февраля 1913 года», однако «ввиду большого наплыва рукописей» жюри не успело к этому времени ознакомиться со всеми поступившими материалами, о чем и объявило 17 марта 1913 года; вскоре после этого, 2 апреля, жюри подвело итоги конкурса и спустя два месяца, 4 июня 1913 года, опубликовало их (стр. 220 – 223).

Все это само по себе небезынтересно, но, увы, мало что дает, вопреки мнению В. Вдовина, для уточнения датировки рассматриваемых писем. Имея в виду содержащуюся в письме к Г. Панфилову просьбу поэта:

  1. «Литературная Россия», 6 февраля 1976 года.[]
  2. «Неизвестные письма Сергея Есенина к М. П. Бальзамовой». Предисловие Д. А. Коновалова. Подготовка текста и примечания В. В. Базанова, в кн. «Есенин и современность», «Современник», М. 1975, стр. 261.[]
  3. Там же, стр. 282.[]
  4. Там же, стр. 260.[]
  5. Сергей Есенин, Собр. соч. в 5-ти томах, т. 5, «Художественная литература», М. 1968, стр. 38.[]
  6. См.: В. В. Базанов, Материалы к биографии С. А. Есенина, в кн. «Есенин и современность», стр. 298.[]

Цитировать

Базанов, В. Сквозь «уличительное» стекло (Еще раз о конкурсе Надсона) / В. Базанов // Вопросы литературы. - 1976 - №8. - C. 226-235
Копировать