№10, 1962/Обзоры и рецензии

Ширванзаде и его предшественники

Грант Тамразян, Ширванзаде. Жизнь и творчество, Ереван, 1961, 750 стр. (на армянской языке).

Творчество А. Ширванзаде открывает новый этап критического реализма в армянской литературе: писатель не только вскрывал свинцовые мерзости эксплуататорского общества, но и отразил назревание и накопление в нем революционных сил. Это было время, когда армянская литература выходила из орбиты «собственно национальных» проблем на широкий путь общественной борьбы в общероссийском, общеевропейском масштабе. Именно поэтому в творчестве Ширванзаде плодотворно скрещиваются национальные традиции реализма с достижениями реализма мировой, в первую очередь русской литературы, которая была близка армянской литературе своей социальной, этической и эстетической проблематикой.

В книге Г. Тамразяна ярко обрисован жизненный путь Ширванзаде – детство и отрочество, первые годы литературной работы в центре Закавказья – Тбилиси, где в атмосфере острой общественной и литературной борьбы, столкновения различных политических течений формировалось мировоззрение писателя, его творческий метод.

Много внимания уделяет автор проблеме: «Ширванзаде и его предшественники» (ей посвящена вторая глава книги). Прослеживая историю армянской литературы с середины XIX века до кануна Октябрьской революции, исследователь воссоздает тот исторический фон, который подчеркивает величие фигуры Ширванзаде.

Г. Тамразян не только подытоживает достижения армянского литературоведения в изучении Ширванзаде, он пересматривает многие устаревшие, научно несостоятельные воззрения на творчество писателя. Так, например, он справедливо отвергает попытки некоторых исследователей творчества Ширванзаде умалить историческую роль его предшественников; он показывает огромное значение их творчества, особенно драматургии Сундукяна, в развитии критического реализма в армянской литературе.

В драматургии Сундукяна, и прежде всего в знаменитой драме «Пепо», впервые в армянской литературе в основу художественного конфликта легли острые социальные противоречия. Конфликты и образы Сундукяна оказали большое влияние на все жанры армянской литературы и особенно на творчество Раффи и других крупных армянских романистов. Не отрываясь от национальных истоков родной литературы, Сундукян в то же время смело опирался на гоголевские традиции, на художественный опыт передовых писателей мира. Ширванзаде писал о Сундукяне: «Будучи драматургом в европейском смысле слова, он остался самобытным национальным художником».

Очень убедительно в книге сопоставление исторической судьбы Сундукяна и Ширванзаде. Г. Тамразян показывает, что, продолжая критические и народно-демократические традиции творчества Сундукяна, Ширванзаде, однако, встретил активную неприязнь тех общественных сил, которые в 60 – 70-х годах рукоплескали Сундукяну. Почему? В эпоху Ширванзаде пути армянского демократизма и либерализма заметно разошлись. Драматургия Сундукяна, атакуя феодальное и клерикальное мракобесие, импонировала молодым силам национальной буржуазии. В творчестве же Ширванзаде под огнем критики оказались новые хозяева жизни-капиталисты, промышленные магнаты и их прислужники – либеральная буржуазия. «Вот почему, – пишет Тамразян, – армянские либералы, отвернувшись от того, чему тогда поклонялись, – от художественной правды реализма в искусстве, – снова начинают защищать ими же отвергнутые явления ложного романтизма и сентиментализма, влияние западного декадентства и упадочничества. Мало того, они занимают открыто враждебную позицию по отношению к великим армянским реалистам Ширванзаде и Ованесу Туманяну».

В новых исторических условиях критический реализм армянской литературы приобретает явно антибуржуазные черты. Острые проблемы судьбы человека в творчестве Ширванзаде непосредственно связаны с критикой социальных отношений буржуазного общества. В чем трагедия современного общества, где ее источники, откуда возник тот хаос, в котором томится человек, кто враг человека, труда и народа – вот вопросы, которые ставит в своих монументальных произведениях Ширванзаде.

Г. Тамразян прав, особо подчеркивая умение писателя раскрыть глубокие связи человека с обществом: «Самая сильная сторона таланта Ширванзаде в том, что он освещает все стороны жизни человека светом объективных общественных условий».

Совершенно закономерно, что путь художественной правды привел Ширванзаде в советскую литературу. Он заложил фундамент армянской советской драматургии остропамфлетной антибуржуазной пьесой «Кум Моргана». С трибуны Первого всесоюзного съезда советских писателей 76-летний Ширванзаде приветствовал братскую семью литераторов Советского Союза от имени возрожденного армянского народа.

Исследование Г. Тамразяна воссоздает живую картину большого и сложного пути замечательного художника. Автор не затушевывает трудности формирования его мировоззрения, его колебания, искания и заблуждения. Он показывает силу связи писателя с живой действительностью, с интересами своего народа – это и привело Ширванзаде к большой исторической правде, определило истоки его художественного новаторства. Герои Ширванзаде – рабочие, фабриканты, нефтепромышленники, ремесленники и крестьяне, адвокаты и художники, либералы и клерикалы, царские чиновники и «слуги» нации – представляют большое и сложный мир человеческих отношений, с его страстями, трагедиями, разочарованиями и надеждами.

Реалистическое художественное видение мира помогло Ширванзаде подняться на вершину исторической правды. Писатель с благоговением говорил о великой школе реализма русской и мировой литературы. «Развивая сундукяновские принципы типизации, – пишет Г. Тамразян, – Ширванзаде в то же время учился у Бальзака, Толстого, Флобера, Диккенса, Додэ, Достоевского, произведя тем самым целую революцию в развитии армянской прозы». Ширванзаде преодолел бытописательство и иллюстративность Прошяна, обнаженную тенденциозность и публицистичность Раффи, рыхлость сюжетной архитектоники Абовяна.

В книге Г. Тамразяна мы найдем обстоятельный анализ почти всех произведений писателя. Это «Злой дух», «Намус», «Артист», «Вардан Айрумян», «Ухо еврея», «Из дневника приказчика», «Фатьма и Асад», «Арамби», «Братоубийца», «Напрасные надежды», «Хаос», «Евгине», «Шарлатан», «Из-за чести», «Кум Моргана», «Последний фонтан» и др.

Еще одно немаловажное достоинство книги – ее наступательный дух, борьба с буржуазно-националистическими фальсификациями творчества замечательного армянского писателя, а также критика многих устаревших, упрощенческих воззрений 20 – 30-х годов, в той или иной мере искажающих и умаляющих идейно-художественное содержание произведений.

Исследование Г. Тамразяна – несомненный шаг вперед в преодолении примитивного социологизирования, которым страдают некоторые литературоведческие труды. Г. Тамразян убедительно опрокидывает вульгарно-социологические воззрения на творчество Ширванзаде именно благодаря тому, что стремится раскрыть эстетическую сущность его творчества, положить в основу своего анализа живую ткань произведения. Но автор и сам еще не до конца преодолел слабости нашего литературоведения. Поэтому, рассматривая произведения, он подчас ограничивается лишь выяснением мировоззренческих позиций писателя, хотя, как это показывают блестяще написанные страницы этой же книги о «Хаосе», владеет эстетическим анализом литературных явлений.

При подготовке книги для нового издания было бы целесообразно углубить и расширить разделы, показывающие художественное новаторство Ширванзаде.

В книге немало общих мест, «обязательных» цитат из классических источников, которыми мы привыкли непременно «оснащать» свои труды, но которые настолько общеизвестны, что читатель их теперь уже непременно пропускает, перелистывая страницы с надеждой узнать то, что ему еще неизвестно.

В целом же книга достойна самого доброго к ней отношения.

Цитировать

Петросян, А. Ширванзаде и его предшественники / А. Петросян // Вопросы литературы. - 1962 - №10. - C. 207-209
Копировать