№8, 1959/Обзоры и рецензии

Серьезные упущения

Г. В. Плеханов, Литература и эстетика. Подготовка текстов, вступительная статья и комментарии Б. И. Бурсова, Гослитиздат, М. 1958, т. I, 613 стр.; т. II, 668 стр. (Памятники мировой эстетической и критической мысли).

С каждым годом растет интерес к научному наследству Плеханова – выдающегося пропагандиста и теоретика марксизма в России. Показатель этого интереса – значительно возросшее количество работ о Плеханове, выход в свет избранных произведений Плеханова по философии, литературе, многотомное издание его сочинений, предпринятое Институтом марксизма-ленинизма.

В ряду этих изданий должен быть назван и двухтомный сборник эстетических и историко-литературных работ Плеханова, выпущенный Гослитиздатом. Его предшественником был сборник, вышедший десять лет тому назад (Г. В. Плеханове, Искусство и литература. Редакция и комментарии Н. Ф. Бельчикова, М. Гослитиздат, 1948).

Двухтомный сборник 1958 года в некоторых отношениях выгодно отличается от своего предшественника. По объему он почти вдвое больше, и это позволило включить в него главы из «Истории русской общественной мысли» о Ломоносове, Фонвизине, Н. И. Новикове, полнее представить статьи о Белинском и т. д. Более стройным и логичным стало расположение статей в каждом из разделов. Улучшен научный аппарат издания. Интересны помещенные в комментариях и частично впервые публикуемые отзывы современников о статьях Плеханова, сведения о цензурной истории произведений.

Но и этот сборник не безупречен по составу. Не понятно, почему в него включены только три «Письма без адреса», то есть только те, которые опубликованы в XIV томе сочинений Плеханова. Ведь, кроме них, имеются еще письма, опубликованные посмертно в третьем сборнике «Литературного наследия Плеханова». Эти письма – не варианты и не первоначальные редакции, а совершено новые и очень интересные статьи. В сущности говоря, первые широко известные «Письма» являются лишь введением к анализу конкретных видов первобытного искусства. В посмертно опубликованных письмах детально исследуется живопись, скульптура, орнаментика, татуировка, украшения, музыка первобытных народов, причем так подробно, как ни в каких других работах Плеханова. Поэтому совершенно правильно поступали редакторы «зданий «Писем без адреса» (в сборнике «Искусство и литература» 1948; в сборнике Издательства иностранной литературы «Unadressed letters, -Art and social life», M. 1957), когда включали их в основной текст.

Наиболее ответственные задачи, стоящие перед составителем сборников Плеханова, – задачи текстологические. Отсутствие авторитетного издания сочинений требует выверки текстов при каждом новом издании. С этим согласен и составитель рецензируемого сборника, который совершенно справедливо указывает»: «Как показала проверка, сочинения Г. В. Плеханова, выпущенные в 20-х годах, в текстологическом отношении нельзя признать авторитетными. Позднейшие тематические сборники повторяли многочисленные ошибки сочинений» (т. I, стр. 598).

Несмотря на то, что в сборнике 1958 года проделана некоторая работа по уточнению текста, в текстологическом отношении он ее намного ушел вперед по сравнению с изданиями 20-х годов.

Досадная небрежность проявлена составителем при подготовке статей, которые Плеханов после появления их на русском языке напечатал в теоретическом органе немецкой социал-демократии «Neue Zeit». Готовя статьи для, немецкого издания, Плеханов часто дополнял их довольно значительными кусками текста, обычно в виде новых примечаний. Кроме того, он уточнял транскрипцию имен, библиографические ссылки, делал новые. Это была дальнейшая работа над текстом статей, которую невозможно не принимать во внимание при современных изданиях.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №8, 1959

Цитировать

Беленький, И. Серьезные упущения / И. Беленький // Вопросы литературы. - 1959 - №8. - C. 209-212
Копировать
Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке