№8, 1959/Обзоры и рецензии

Серьезные упущения

Г. В. Плеханов, Литература и эстетика. Подготовка текстов, вступительная статья и комментарии Б. И. Бурсова, Гослитиздат, М. 1958, т. I, 613 стр.; т. II, 668 стр. (Памятники мировой эстетической и критической мысли).

С каждым годом растет интерес к научному наследству Плеханова – выдающегося пропагандиста и теоретика марксизма в России. Показатель этого интереса – значительно возросшее количество работ о Плеханове, выход в свет избранных произведений Плеханова по философии, литературе, многотомное издание его сочинений, предпринятое Институтом марксизма-ленинизма.

В ряду этих изданий должен быть назван и двухтомный сборник эстетических и историко-литературных работ Плеханова, выпущенный Гослитиздатом. Его предшественником был сборник, вышедший десять лет тому назад (Г. В. Плеханове, Искусство и литература. Редакция и комментарии Н. Ф. Бельчикова, М. Гослитиздат, 1948).

Двухтомный сборник 1958 года в некоторых отношениях выгодно отличается от своего предшественника. По объему он почти вдвое больше, и это позволило включить в него главы из «Истории русской общественной мысли» о Ломоносове, Фонвизине, Н. И. Новикове, полнее представить статьи о Белинском и т. д. Более стройным и логичным стало расположение статей в каждом из разделов. Улучшен научный аппарат издания. Интересны помещенные в комментариях и частично впервые публикуемые отзывы современников о статьях Плеханова, сведения о цензурной истории произведений.

Но и этот сборник не безупречен по составу. Не понятно, почему в него включены только три «Письма без адреса», то есть только те, которые опубликованы в XIV томе сочинений Плеханова. Ведь, кроме них, имеются еще письма, опубликованные посмертно в третьем сборнике «Литературного наследия Плеханова». Эти письма – не варианты и не первоначальные редакции, а совершено новые и очень интересные статьи. В сущности говоря, первые широко известные «Письма» являются лишь введением к анализу конкретных видов первобытного искусства. В посмертно опубликованных письмах детально исследуется живопись, скульптура, орнаментика, татуировка, украшения, музыка первобытных народов, причем так подробно, как ни в каких других работах Плеханова. Поэтому совершенно правильно поступали редакторы «зданий «Писем без адреса» (в сборнике «Искусство и литература» 1948; в сборнике Издательства иностранной литературы «Unadressed letters, -Art and social life», M. 1957), когда включали их в основной текст.

Наиболее ответственные задачи, стоящие перед составителем сборников Плеханова, – задачи текстологические. Отсутствие авторитетного издания сочинений требует выверки текстов при каждом новом издании. С этим согласен и составитель рецензируемого сборника, который совершенно справедливо указывает»: «Как показала проверка, сочинения Г. В. Плеханова, выпущенные в 20-х годах, в текстологическом отношении нельзя признать авторитетными. Позднейшие тематические сборники повторяли многочисленные ошибки сочинений» (т. I, стр. 598).

Несмотря на то, что в сборнике 1958 года проделана некоторая работа по уточнению текста, в текстологическом отношении он ее намного ушел вперед по сравнению с изданиями 20-х годов.

Досадная небрежность проявлена составителем при подготовке статей, которые Плеханов после появления их на русском языке напечатал в теоретическом органе немецкой социал-демократии «Neue Zeit». Готовя статьи для, немецкого издания, Плеханов часто дополнял их довольно значительными кусками текста, обычно в виде новых примечаний. Кроме того, он уточнял транскрипцию имен, библиографические ссылки, делал новые. Это была дальнейшая работа над текстом статей, которую невозможно не принимать во внимание при современных изданиях.

Цитировать

Беленький, И. Серьезные упущения / И. Беленький // Вопросы литературы. - 1959 - №8. - C. 209-212
Копировать