№8, 1962/История литературы

Серьезные разногласия

В последнее время общественность республики стала наблюдать серьезные разногласия в оценке многих вопросов истории молдавской культуры. В научных и популярных работах (исторических, литературоведческих, историко-философских) зачастую давалось принципиально противоречивое освещение взглядов молдавских летописцев, писателей и мыслителей прошлого. Конечно, в исторических, литературоведческих и общественно-политических курсах освещение не может быть тождественным. Но диаметрально противоположная оценка творчества и мировоззрения в этих работах недопустима. Между тем именно таковым было положение дел в республике. Например, в «Истории Молдавии» (том 1, стр. 435) А. Руссо показан как представитель «передовой дворянской культуры», в работах по общественно-политической мысли – как революционный демократ, в учебниках молдавской литературы о его революционном демократизме совсем не упоминается.

Безусловно, наука не может развиваться без отдельных разногласий, которые преодолеваются обычно в ходе принципиальной дискуссии и полемики. Но в молдавской научной литературе наметились гораздо более серьезные расхождения. Они касались вопросов методологических.

Основные расхождения заключались в том, что некоторые авторы (В. Коротан, Н. Романенко и другие) отходили от классового подхода при анализе творчества многих летописцев, писателей и мыслителей Молдавии периода феодализма и капитализма, защищали идеи примата национального над классовым.

Так, в статье «О национальной специфике в литературе» В. Коробан писал, что не у каждого класса, а «у каждого народа есть… свое понятие добра и зла, справедливости, возмездия…», что и отражается в его литературе («Советская Молдавия», 17 октября 1958 года). Эти и другие серьезные методологические ошибки были подвергнуты критике в нашей статье «К вопросу о правильном освещении истории общественно-политической мысли Молдавии», помещенной в журнале «Коммунист Молдавии» (1959, N 3).

Статья получила положительную оценку и была встречена с одобрением общественностью республики (см. «Молдова сочиалистэ», 14 октября 1959 года).

Но вот в N 1 журнала «Вопросы литературы» за 1962 год появилась статья Ю. Кожевникова «Бережно относиться к классическому наследию». Ее автор берет под защиту ряд ошибочных тезисов и выводов отдельных молдавских литературоведов, от которых последние в основном сами отказались. Но, чувствуя свое бессилие в научной полемике, автор построил значительную часть статьи на извращении фактов.

Ю. Кожевников с самого начала отправляется от надуманной им самим посылки, что статья из «Коммуниста Молдавии» является делом литературной критики, и преследует цель показать, как нужно писать «Историю молдавской литературы». В действительности перед ее авторами стояли совсем иные цели. В своей статье А. Бабий, Д. Драгнев и П. Советов прямо писали: «В настоящее время наши исследователи работают над созданием «Очерков по истории общественно-политической и философской мысли Молдавии». Вполне понятно, что главным условием успешной подготовки «Очерков» являются правильная, марксистско-ленинская оценка молдавской общественно-политической мысли, а также выработка точной периодизации ее истории». Помочь этому делу, учитывая большие расхождения среди историков, литературоведов и философов республики, вскрыть причины ошибочных взглядов преследовала цель статья из «Коммуниста Молдавии».

Авторы статьи четко различали эти предметы, указывая, в частности, что «критическое осмысливание истории молдавской общественно-политической мысли XIX века отставало и отстает еще до сих пор от изучения литературного наследия» (стр. 69). Они касались литературоведческих работ лишь в той мере, в какой оценка отдельными исследованиями мировоззрения летописцев и писателей, которые были также видными мыслителями, была не всегда правильной и поэтому не может попасть в таком виде на страницы готовящихся «Очерков».

Вместе с тем совершенно очевидно – в этом отношении нельзя не согласиться самым категорическим образом с Ю. Кожевниковым, – что курс истории молдавской литературы нельзя писать так, как «Очерки по истории общественно-политической и философской мысли Молдавии». Но мы считаем, что принципиального расхождения в классовой оценке деятелей культуры прошлого быть не должно.

Мы также не можем согласиться с ним, когда он требует фактически отказаться от специального рассмотрения мировоззрения молдавских писателей прошлого, не включать в «Очерки общественно-политической мысли Молдавии» тех из них, которые были также видными мыслителями1. Это ведет к тому, что между обоими указанными курсами могут возникнуть принципиальные расхождения методологического характера.

Мы не можем привести все наши разногласия с Ю. Кожевниковым. Изложение всех этих действительных и мнимых разногласий (последние обусловлены тем, что этот автор извратил суть статьи из «Коммуниста Молдавии») заняло бы слишком много места. Остановимся на некоторых из них.

Начнем с молдавского летописания. Ю. Кожевников утверждает, что авторы статьи из «Коммуниста Молдавии» (1959, N 3) «отрицают прогрессивное значение творчества первых молдавских писателей-летописцев» (стр. 103) и тем самым относятся не совсем бережливо к культурному наследию молдавского народа. Но, для того чтобы доказать этот факт, не имеющий места в действительности, Ю. Кожевникову пришлось встать на недопустимый в науке путь прямого извращения фактов и приписывания своим оппонентам того, чего они не говорят.

Авторы статьи из «Коммуниста Молдавии» не только не отрицают прогрессивные мотивы в творчестве молдавских летописцев Г. Уреке, М. Костина, И. Некулче и других, но и конкретно раскрывают, в чем они состоят. В отличие от Ю. Кожевникова, который смешал все прогрессивные мотивы молдавского летописания в одну кучу, в статье из «Коммуниста Молдавии» обращено внимание на то, что не все молдавские летописцы были единообразны по своим взглядам. «Так, – указывалось в статье, – выступления против тяжелого турецкого ига в Молдавии (Г. Уреке… И. Некулче и др.), против децентралистских тенденций крупного боярства (Н. Милеску, Д. Кантемир и др.) являлись прогрессивными для своего времени» (стр. 67). Там же говорилось о «дальновидности и патриотизме» летописцев М. Костина, Н. Костина, И. Некулче (стр. 66).

При этом авторы указывали также, что некоторые летописцы XVII века, в частности анонимные, имели и другие прогрессивные стороны. Они «стояли на прогрессивных для того времени позициях централизации и борьбы с боярской олигархией» (стр. 67). Путаница во взглядах самого Ю. Кожевникова и передергивание фактов налицо.

К тому же, если вдуматься в выдвинутые Ю. Кожевниковым положения о молдавском летописании, то станет ясно, что для него классовый подход несовместим с прогрессивной оценкой летописей. Только таким образом можно понять утверждение Ю. Кожевникова об «антиисторическом подходе» тех авторов, которые заметили, что молдавские летописцы «не выступали против основ феодального строя» 2. Кроме несостоятельности методологических посылок, Ю. Кожевников проявляет здесь и неосведомленность в молдавском литературоведении. Ведь дело заключается в том, что В. Коробан в течение длительного времени пытался доказать именно это. Он считал, что учение В. И. Ленина о двух культурах можно применить таким образом, что летописец И. Некулче отходит от феодальной, идеологии и в этом заключаются главные прогрессивные мотивы всего его творчества. Вот как раз против такого подхода и выступили авторы из «Коммуниста. Молдавии». Поэтому они и доказывали, что летописцы «не выступили против основ феодального строя» и не отходили от феодальной идеологии.

В чем здесь проявление антиисторического подхода? Да и вообще как может «Ю. Кожевников дать классовый анализ летописания XVI-XVIII веков, если он считает, что только восстание 1821 года «открывает в истории княжеств период антифеодальной борьбы» (стр. ПО) ## В этом случае опять-таки необходимы фактические уточнения, поскольку авторы статьи произвольно обращаются с цитатами. Упрекая Ю.

  1. В этом месте, как и в ряде других, авторы статьи допускают отступления от фактов.

    Несогласие Ю. Кожевникова с вульгарно-социологическими характеристиками мировоззрения писателей-классиков вовсе не означает, что он отрицает их роль в истории общественно-политической мысли. Требования отказаться от включения в «Очерки по истории общественно-политической мысли Молдавии» также и писателей Ю. Кожевников нигде не высказывает.

    У Ю. Кожевникова говорится: «Следует сказать, что, поднимая в своей статье важный вопрос о необходимости создать «Историю общественной мысли Молдавии», авторы статьи совершенно неправомерно смешивают задачи и предмет исследования истории литературы и истории общественной мысли» (стр. 99). – Ред.[]

  2. Точка зрения Ю. Кожевникова излагается и здесь неверно. Критикуя вульгарно-социологический подход к проблеме классовости идеологии, Ю. Кожевников писал: «Антиисторический подход к проблеме ведет к тому, что в вину молдавским летописцам вменяется то обстоятельство, что они «не выступали против основ феодального строя». На этом основании отрицается возможность отражения народных интересов в творчестве этих писателей, ибо «вышеупомянутые мыслители, будучи горячими патриотами и дальновидными политиками,, требовали смягчения эксплуатации крепостных крестьян не из любви к последним, а исключительно в целях обеспечения благополучного исхода антитурецкой войны и укрепления феодального строя» (стр. 103 – 104). – Ред[]

Цитировать

Бабий, А. Серьезные разногласия / А. Бабий, Д. Драгнев, П. Советов // Вопросы литературы. - 1962 - №8. - C. 82-89
Копировать