№4, 1967/Коротко о книгах

Сербская народная песня

Радосан Меденица, Банович Страхиньа у кругу вариjаната и тема о невери жене у нашоj народноj епици, Београд, 1965, 322 стр.

В 1876 году молодой Иван Франко восторженно писал о сербской народной песне «Банович Страхиня», причисляя ее к лучшим произведениям, когда-либо созданным фантазией народа. Песня эта в записи В. Караджича привлекала внимание многих ученых, писателей, переводчиков. Г.на вызывала острые дискуссии, которые порой выходили за рамки толкования отдельных спорных мест в тексте. И вот перед нами новая фундаментальная работа югославского ученого Радосава Меденицы, который тщательно учитывает то, что было сделано, и вместе с тем ставит и во многих случаях решает новые вопросы.

Книга Р. Меденицы основана на тонком, всестороннем анализе текстов. Исследователь касается также важнейших вопросов теории эпоса. Местами, правда, создается впечатление, что автор излишне осторожен в своих выводах.

Во введении Р. Меденица говорит о необходимости изучения различных вариантов народной песни. Ссылаясь на труды русских собирателей и фольклористов, а также на работы известного словенского ученого «М. Мурко, он подчеркивает, что народная песня – живое, развивающееся явление. В связи с этим рассмотрен вопрос о роли творческого начала в создании вариантов песни, об искусстве отдельных певцов, о природе фольклорной импровизации. Ученый насчитывает двадцать два варианта интересующего его произведения.

Несколько глав работы Р. Меденица посвящает подробному сравнительному рассмотрению вариантов песни. Этап за этапом прослеживает он историю произведения, изучает его жизнь. Исследователь говорит и о развитии действия, и о стилистических особенностях каждого варианта, дает подробный культурно-исторический и социологический комментарий. Данные, приводимые в книге, показывают процесс превращения слушателя в певца, неразрывную связь между восприятием песни и ее творческим, если можно так сказать, пересозданием.

Особенно интересен раздел о развязке песни в так называемых динарских вариантах. Известно, что в варианте В. Караджича Страхиня прощает свою жену. Это место вызвало длившуюся десятки лет дискуссию, начало которой положил еще Гёте. Кратко излагая ход этого спора, Р. Меденица показывает, что вопрос нельзя решить без обращения к» личности певца и его идеалам. Специальный раздел посвящен старцу Милии.

Цитировать

Гольберг, М. Сербская народная песня / М. Гольберг // Вопросы литературы. - 1967 - №4. - C. 230-232
Копировать