«Сей профиль женственный с коварною горбинкой…»
Известны стихи Мандельштама, обращенные к Ахматовой. Она сама перечислила их в «Листках из Дневника»: «Ахматова» (1914), «Когда на площадях и в тишине келейной…» (1917), «Кассандре» (1917), «Твое чудесное произношенье…» (1918), «Что поют часы-кузнечик…» (1918), а также четыре четверостишия, написанных в разное время:
- «Вы хотите быть игрушечной…» (1911);
- «Черты лица искажены…» (10-е годы);
- «Привыкают к пчеловоду пчелы…» (30-е годы);
- «Знакомства нашего на склоне…» (30-е годы) 1.
Мы остановимся на другом стихотворении, написанном Мандельштамом в 1915 году. Оно не отмечено Ахматовой, но имеет, как нам представляется, самое непосредственное отношение к обозначенной теме:
С веселым ржанием пасутся табуны,
И римской ржавчиной окрасилась долина;
Сухое золото классической весны
Уносит времени прозрачная стремнина.
Топча по осени дубовые листы,
Что густо стелются пустынною тропинкой,
Я вспомню Цезаря прекрасные черты, —
Сей профиль женственный с коварною горбинкой!
Здесь, Капитолия и Форума вдали,
Средь увядания спокойного природы,
Я слышу Августа и на краю земли
Державным яблоком катящиеся годы.
Да будет в старости печаль моя светла:
Я в Риме родился, и он ко мне вернулся;
Мне осень добрая волчицею была
И – месяц Цезаря – мне август улыбнулся.
(Подчеркнуто здесь и далее мною. – В. Е. )
Это стихотворение в ряду других стихотворений Мандельштама, связанных между собою темами античного Рима и Эллады, довольно подробно рассматривалось исследователями его творчества2. Поэтому здесь нет необходимости вновь обращаться к его достаточно сложной и изощренной символике. Мы ограничимся рассмотрением двух выделенных нами строк, не случайно привлекших наше внимание. Они как будто бы относятся к Октавиану Августу, первому римскому императору (27 до н. э. – 14 гг. н. э.), но почему-то в воображении невольно возникает профиль Анны Ахматовой, запечатленный многими ее современниками, художниками и фотографами.
И действительно, вряд ли можно изобразить его более точно, сделать его более узнаваемым!
Тогда, может быть, Октавиан Август на самом деле здесь ни при чем и «прекрасные черты» изображенного профиля, его женственность, «коварная горбинка» носа не имеют к облику римского императора никакого отношения?
Нет! Мандельштам и тут достаточно точен. По свидетельству Светония, Август с виду «был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность», нос у него был с горбинкой. Светоний упоминает также, что Секст Помпеи «обзывал его женоподобным» 3.
То есть сам собой напрашивается несложный вывод, что профиль Октавиана Августа и профиль Анны Ахматовой весьма похожи.
- Анна Ахматова, Сочинения в двух томах, т. 2, М., 1990, с. 207.[↩]
- «Мандельштам и античность». Сборник статей, М., 1995.[↩]
- Гай Светоний Транквилл, Жизнь двенадцати цезарей, М., 1966, с. 65, 61.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1997