С рецензентом нельзя согласиться…
В журнале «Вопросы литературы» (1968, N 3) напечатана рецензия А. Наркевича «Летопись Щепкина». Посвящена она вышедшей в 1966 году книге «М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества».
В рецензии воздается справедливая дань заслугам автора книги, умершего в 1959 году писателя Т. Грица, с благодарностью отмечается проделанный им огромный плодотворный научный труд.
Но вслед за этой частью рецензии следует другая, большая ее часть, начинающаяся словами: «К сожалению, ценность замечательной работы Т. Грица до некоторой степени снижена во многом неумелой и небрежной ее подготовкой к печати» – и кончающаяся новым сожалением: «Жаль только, что подготовка к печати этого посмертного труда осуществлена не на должном научном уровне».
Столь резко противопоставив качество труда автора «Летописи» и тех не названных в рецензии лиц, которые подготовили ее выход в свет, А. Наркевич лишь глухо упоминает о незавершении автором первого раздела книги, вследствие чего в нем «содержится мало документов». В остальном рецензент оставляет читателя в убеждении, будто рукопись, поступившая на редактуру, была завершена.
Уже в самой подобной информации содержится непонятная нам необъективность. Как легко было узнать из редакционной вступительной статьи, рецензент имел перед собой книгу весьма необычной судьбы; Т. Гриц действительно трудился над «Летописью» Щепкина десять лет и проделал огромную исследовательскую работу, но кончить ее не успел.
За это дело взялись научные сотрудники двух институтов – истории искусств в Москве и театра, музыки и кинематографии в Ленинграде. Пять лет работала группа ученых в составе 10 человек, чтобы достойно представить читателю труд, начатый, но не оконченный Т. Грицем.
Чтобы не быть голословными, приведем несколько подтверждений: того раздела – «Щепкин до Малого театра», – о котором А.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.