«Рычи, Китай!» Сергея Третьякова
Странное прозвище дано одному из героев в пьесе Юхана Смуула «Атлантический океан». Капитана Кулля друзья зовут «Рычи, Китай!». Почему? Сам Кулль отвечает на это так: «Шла раз такая пьеса из жизни китайских портовых рабочих. Она мне запомнилась… В той пьесе шла речь, кажется, о каком-то восстании против колонизаторов. Короче – Китай рычит, не терпит больше белых господ…»
Да, такая пьеса была, и поколение 20-х годов многих стран мира хорошо знает ее. У пьесы «Рычи, Китай!», написанной в 1925 году советским писателем Сергеем Третьяковым, интересная судьба.
Создание этой революционной пьесы, история ее постановки, в частности, за рубежом и – что особенно интересно – в самом Китае показывает огромную революционизирующую роль молодого советского искусства, раскрывает еще с одной стороны культурные и литературные связи между Советским Союзом и Китаем.
Двадцатые годы – время огромного, до тех пор небывалого интереса к Китаю. Страна-великан, угнетаемая и попираемая колонизаторами, поднималась, готовилась к тому, чтобы навсегда сбросить цепи рабства.
С особым вниманием и сочувствием относились к борьбе китайцев советские люди, первыми сказавшие империалистам: «Руки прочь от Китая!» Раскройте газеты и журналы середины 20-х годов, и вы убедитесь, какое большое место занимал Китай в сознании советских людей, как много внимания уделяли этой стране наши мастера слова и кисти, киноработники, артисты и композиторы.
В это время публиковались стихи о Китае В. Маяковского и рассказ Н. Тихонова о Сунь Ятсене, поэма Сакена Сейфуллина и китайские стихи И. Уткина, Н. Асеева, А. Жарова, Демьяна Бедного, очерки Сергея Третьякова, Зинаиды Рихтер, Оскара Эрдберга, Николая Костарева и др., книга Веры Юреневой «Мои записки о китайском театре»; был поставлен первый советский балет «Красный мак» Р. Глиэра, появился один из первых наших мультипликационных фильмов «Китай в огне», документальные кинофильмы «Великий перелет» я «Шанхайский дневник». Газеты почти ежедневно помещали карикатуры художников Моора, Дени, Б. Ефимова на врагов Китая, зрители московских и ленинградских театров бурными аплодисментами встречали подвиг китайца Син Би-у – героя пьесы «Бронепоезд 14 – 69».
«Рычи, Китай!» – одно из первых драматургических произведений о Китае, созданных на фактическом материале, в основе которого лежало прекрасное знание автором китайской действительности, которую он наблюдал с «устойчивого наблюдательного поста», что благотворнее туристских переездов с места на место. Это было страстное выступление в защиту борющегося китайского народа, выступление друга, полного желания помочь, поддержать борьбу наших далеких друзей. Это была пьеса, которая несла в Китай «октябрьские повторы», призывала «рычать», сбросить, говоря словами В. Маяковского, «дредноуты империалистов, тушей кита давивших Китай».
Впервые судьба свела С.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.