№2, 1992/В шутку и всерьез

Рефлексы

Может ли все быть, как в природе?

Гармония – зеркалом жестокости.

Жестокость – мерилом справедливости.

Справедливость – венцом истины.

Истина – любовью и убийством, угасшими и воскресшими среди равнодушия и конфликтов…

А союз равнодушия и конфликтов возвращал бы вновь гармонию.

Найдется ли у этой модели естества нечто общее с законами общества?

*

«Всё измерено». Я бы добавил: «Всё по мерке». Даже виселица.

Искусство в XX веке гуманизировалось до такой степени, что в конце концов его втолкнули в газовую камеру.

*

Всегда будут существовать поэты, которые принимают надежду как причастие, и другие, которые разрушают эту надежду (и вовсе не потому, что являются заклятыми пессимистами).

*

Подлец меняет кожу; в лучшем случае он способен стать скрытым подлецом.

*

Режиссер запутался, и репетиции были пущены на самотек. Актеры сопротивлялись, но не знали толком, чего от них хотят. Только публика сохраняла безразличие.

*

Самое необычное в таланте писателя – его чувство несоответствий в жизни. В таком чувстве заложена не только сопричастность, но и дистанция. Вероятно, по этой самой причине литературные типы чаще всего удаются сатирикам.

*

Дворец есть система, которая гримирует социальные неравенства. Он воспитывает у малой группки людей чувство, что все общество должно быть ему благодарно и преклоняться перед ним по той лишь причине, что дворец утопает в роскоши.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1992

Цитировать

Добрев, Ч. Рефлексы / Ч. Добрев // Вопросы литературы. - 1992 - №2. - C. 370-372
Копировать