Реализм Олдриджа
П. Балашов, Джеймс Олдридж. Критико-биографический очерк, Гослитиздат, М. 1963, 247 стр.
Эволюция реализма Олдриджа – главная проблема книги П. Балашова. Автор стремится решить вопрос: выходит ли творчество Олдриджа за рамки критического реализма, обогащаясь новыми чертами в процессе своего развития, или оно остается в границах этого метода. Романы Олдриджа рассматриваются в хронологической последовательности как определенные ступени художественного метода писателя. П. Балашов убедительно показывает, что «путь исканий Джеймса Олдриджа – путь новаторских художественных открытий, путь становления и развития в его творчестве метода социалистического реализма» (стр. 246).
Автор говорит о том, что произведения Олдриджа составляют неотъемлемую часть национальной прогрессивной литературы, которая формируется и растет, отражая широкие интересы передового человечества, в неразрывной связи с чаяниями и устремлениями английского народа.
Автор останавливается также на характеристике общественно-политической и литературной обстановки в Англии 40 – 50-х годов, на борьбе направлений в английской литературе этого периода, уделяет особое внимание развитию прогрессивных явлений в литературе послевоенной Англии.
Книга П. Балашова раскрывает внутреннюю полемическую направленность произведений Олдриджа против декадентской литературы, пытающейся внушить читателям мысль о безнадежном одиночестве и неизбежной деморализации человека, якобы неспособного к борьбе за светлое будущее. Наиболее характерной в этом отношении является глава «Философия жизни», посвященная анализу романа «Охотник». Говоря об идейных и художественных достоинствах «Охотника», автор обращает внимание на то обстоятельство (подчеркнутое, кстати, передовой английской критикой), что роман отражает надежду, борьбу и победу человека над отчаянием.
В атмосфере острой идейно-эстетической борьбы создавались романы Олдриджа «Дипломат» и «Герои пустынных горизонтов», политическая заостренность и идейный замысел которых, как и романов «Не хочу, чтобы он умирал» и «Последний изгнанник», удачно выражены в формулировках второй главы – «Героика рождающегося и трагикомизм уходящего» – и четвертой – «Свобода выбора и историческая необходимость», – посвященных анализу названных произведений.
«Романы Олдриджа, – отмечает П. Балашов, – отражают сложный и трудный путь личности к новым горизонтам и трагедию индивидуума, утратившего их. Близкие по своему жанру к роману-эпопее, они утверждают героическое начало в действительности, изображая героя нашего времени, связывающего свою судьбу с судьбой народов; тем самым романы Олдриджа показывают односторонность и несостоятельность теории «исчезающего героя», (стр. 242).
В монографии представлены и другие стороны деятельности Олдриджа: военного корреспондента, критика и публициста, поднимающего в своих статьях актуальные общественно-политические вопросы и проблемы писательского мастерства.
П. Балашов прослеживает творческий путь Олдриджа в неразрывной связи с эволюцией мировоззрения писателя. Исследователь показывает всю сложность перехода молодого писателя на ясные идейные позиции. В то же время автор опровергает тех критиков, которые ошибочно смешивают эволюцию героев Олдриджа с эволюцией мировоззрения самого писателя. П. Балашов убедительно доказывает, что духовное прозрение Олдриджа совершилось гораздо раньше. Еще в мельбурнский период своей жизни он «осознал общность своих интересов с интересами рабочего класса, к которому он вскоре примкнул, никогда больше не отделяя себя от народа и его судеб» (стр. 14 – 15).
Наблюдения исследователя над особенностями индивидуального стиля писателя, изображения человеческих характеров, композиционного строя некоторых послевоенных романов Олдриджа демонстрируют, какую значительную художественную эволюцию претерпело творчество художника: от первых фронтовых зарисовок и романов до создания больших эпических полотен, где шире и глубже, чем в ранних произведениях, проявляется эстетическое утверждение темы «перехода», «поворотного пункта» в сознании героя, исторической неизбежности торжества национально-освободительных движений.
г.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.