№12, 1989/В шутку и всерьез

Рассказы

НЕСКОЛЬКО СЛОВ

Известный поэт, драматург и прозаик ГДР Фолькер Браун недавно отметил свое 50-летие. Шесть сборников стихотворений, два десятка пьес, роман и еще пять повестей, статьи, эссе – таков итог этого современного литератора, лауреата Национальной премии ГДР. Выходит девятитомное собрание его сочинений.

Фолькер Браун философ по образованию, поэт и сатирик – по призванию. Его произведения отличаются интеллектуальной насыщенностью, остротой социальных конфликтов. Нашему читателю (который только начинает знакомиться с творчеством немецкого писателя в переводах на русский язык) будет, видимо, импонировать и то, что Фолькер Браун давно и решительно занял перестроечную позицию.

В 1966 году он, например, писал:

«Самое волнующее противоречие между людьми, втянутыми в социалистическую революцию, это новое противоречие между политическими руководителями (которые сознательно организуют перестройку общества или тормозят ее – сознательно или несознательно) и руководимыми (которые сознательно или несознательно реализуют планы, или критикуют их, или незаметно препятствуют их осуществлению)».

В общирном цикле анекдотов о Хинце и Кунце (в 1983 году они вышли в ГДР отдельной книгой) Ф. Браун использует богатую фольклорную и литературную традицию, переводя ее в современный план.

В словарях немецких народных говоров отмечается, что уже в XV веке употреблялось ироническое и насмешливое прозвище «Хинц и Кунц». Известны злые басни-диалоги Лессинга «Хинц и Кунц» и «Кунц и Хинц», где эти два представителя низших прослоек общества беседуют о пороках современного им феодального государства. Популярный в XVIII веке поэт и публицист Маттиас Клаудиус (1740 – 1815), изображая в своих баснях ссорящихся крестьян, называл их «Хинц и Кунц». Когда Гёте писал примечания к «Западно-восточному дивану», он вывел Хинца и Кунца как «общий символ людей, находящихся в конфликте».

Ф. Браун, активно разрабатывая немецкую традицию, неоднократно использовал образы Хинце и Кунце в своих произведениях: в пьесе «Хинце и Кунце», в «Романе о Хинце-Кунце». Писатель обогатил эти образы мотивами взаимоотношений Фауста и Мефистофеля и перевел их в плоскость современной политической и социальной жизни. Проблема взаимоотношений государственной власти и народа в условиях социализма заключает в себе много аспектов: социальных, психологических, моральных, даже таких, как функциональное разделение труда и его неизбежные последствия. Все эти аспекты привлекают пристальное внимание Ф. Брауна в цикле о Хинце и Кунце.

А. ГУГНИН

* * *

ЛЖИВЫЕ ЛОЗУНГИ

Хинце прикрепил к ветровому стеклу своей машины табличку с надписью – «В поте лица своего ем хлеб свой». Кунце прочел, сокрушенно покачал головой и приказал убрать эту провокационную табличку.

Я написал правду, объяснялся потом Хинце.

Но ведь лозунг, который ты проповедуешь, известен всем в таком виде: «В поте лица своего будете вкушать хлеб свой», а все это есть ветхозаветная ложь. Лжецы глаголят: работа становится дефицитом. Лжецы глаголят: производство дает работу. Лжецы глаголят: за хороший труд – хорошая оплата. И заставляют работать самого сатану, а сатана вырывается на волю. Ты что же, хочешь, чтобы истасканная ложь стала новым лозунгом?

На следующее утро Кунце обнаружил на машине Хинце новую табличку с такой надписью: «Ешьте хлеб и не потейте».

НЕДОСТАТКИ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ПОЗИТИВНОМ ДУХЕ

Выступая, пусть и нечасто, с публичной критикой какой-нибудь работы, Кунце выражался предельно осмысленно. Он не говорил:

Цитировать

Браун, Ф. Рассказы / Ф. Браун // Вопросы литературы. - 1989 - №12. - C. 256-261
Копировать