Не пропустите новый номер Подписаться
№10, 1989/Юмор

Рассказы

Михаил Задорнов проделал путь от авиационного инженера до руководителя сатирического молодежного театра и от режиссера этого театра до писателя-сатирика. Ныне Михаил Задорнов выступает без помощников: сам исполняет написанное и залы громко смеются. Получился своего рода «театр одного сатирика».

Среди сатирических мишеней писателя – очковтирательство, показуха, националистические лозунги всех мастей, слухи и сплетни обывателя. Зрители с интересом приняли творчество Задорнова; сыграло свою положительную роль и Центральное телевидение, транслировавшее фрагменты из концертов и выступлений писателя.

Предлагаем читателям нашего журнала несколько миниатюр, написанных в последнее время Михаилом Задорновым.

ТАЙНЫЙ СМЫСЛ

Последнее время среди нашего народа стало распространяться порочное мнение, будто бы мы отстали от всех стран по всем видам производств. Это демагогия.

Например, мы значительно опережаем все страны по производству лозунгов и плакатов. Возьмем лозунг: «Слава великому советскому народу!» Разве увидишь его еще хоть в одной стране мира? Даже представить себе невозможно, чтобы в Париже вдоль Елисейских полей раскинулось: «Слава великому французскому народу – строителю капитализма!» Да и за что им себя хвалить? Живут спокойно, в достатке… То ли дело мы! Сами себе создали такие условия, что, выживая в них, имеем полное право сами себе писать: «Слава!» Более того… Давно пора было пойти дальше и каждому у себя в квартире, прямо в прихожей вывесить плакат: «Слава мне! Любимому!» Прочитал такой лозунг с утра, и можно уже весь день, – да что там день! – всю жизнь уже можно не работать. А выпивать под этим плакатом и гордиться собой. Потому что и так уже «Слава!», зачем еще и работать?

А лозунг «Жить и работать с ускорением»? Разве встретишь его, допустим, в Германии? Нет. Не доросли они до его понимания. И если хоть как-то можно им объяснить, что означает «работать с ускорением», то слова «жить с ускорением» наверняка будут восприняты ими как призыв к увеличению численности населения.

Говорят, у восточных иероглифов есть тайный смысл, понятный только на Востоке. Наши лозунги тоже понятны только нашим людям. Это наши иероглифы.

«Товарищи! Отработаем коммунистический субботник все как один!» Ни одному иностранцу не объяснишь тайный смысл этого иероглифа. Во-первых, потому что только у нас люди, собравшись все вместе, могут принести такую же пользу, как один. А во-вторых, очень долго придется объяснять, что такое субботник. Мол, субботники – это семидесятилетняя традиция борьбы с разрухой. И если в 1918 году борьба с разрухой проводилась на станции «Москва-Сортировочная», то теперь проводится уже по всей стране.

Такой же тайный смысл, доступный только нашему человеку, есть и у других наших лозунгов.

«Ткачи! Сэкономим в этом году 40 тысяч тонн хлопка!» Любой другой человек, прочитав это, удивился бы. И логично рассудил: «Если ткачи сэкономят столько хлопка, то, извините за выражение, в каких трусах будут ходить люди?»

Конечно, если постараться, то кое-какие лозунги можно расшифровать. Например: «В труде, как в бою!» Надо просто объяснить, что у нас каждый рабочий человек ежедневно воюет со своим начальством, поэтому на работу идет с таким же настроением, как на фронт, и чувствует себя на своем рабочем месте, как в окопе!

Но есть плакаты, тайный смысл которых объяснить чрезвычайно трудно. Допустим: «Пусть процветает наша Родина!» Этот иероглиф непереводим ни на один язык мира. Поскольку во всех странах люди и так согласны с тем, чтобы их Родина процветала. Их не надо на это уговаривать.

Бесспорных успехов мы достигли и в отраслевых плакатах: «Больше удобрений нашего завода – богаче стол советского народа!» Очень верно подмечено. Ведь если так пойдут дела в сельском хозяйстве и далее, то мы уже в недалеком будущем будем снимать с наших полей осенью только то, что вывалили на них весной.

Не менее точна надпись на плакате: «Принимай, Родина, серную кислоту!» В связи с антиалкогольным законом это очень актуально звучит. Действительно, наш труженик уже готов принять все что угодно.

Не нуждается в излишних комментариях, поскольку он необходим только нашему человеку, и лозунг: «Выходя из самолета – убедись в наличии трапа».

За долгие годы самодеятельные авторы наших лозунгов научились и достойные места выбирать для своих произведений. Славно смотрится: «Трезвость – норма жизни!» – напротив любого гастронома. Особенно если на двери гастронома висит объявление: «Норма – две бутылки на человека!»

В любом городе над инвалидными заборами и избами ободряюще выглядит: «Народ и партия едины!»

В тундре или в заполярном селе: «Своим трудом Отчизну возвеличив, народам Африки мы облегчаем путь!»

А лозунг: «Сохраним окружающую среду!» – можно вешать в любой точке страны – «от Москвы до самых до окраин». Потому что хоть и «широка страна моя родная», но окружающая среда в ней такова, что мы «другой такой страны не знаем, где так больно дышит человек»!

Правда, если быть по-современному честным, то, надо сознаться, встречаются некоторые недостатки у нас даже в этом виде творчества.

К примеру, плакат: «Октябрьская революция – главное событие века!» – явно не закончен. Надо хотя бы в скобочках приписать: «Остальное ерунда!» Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что Победа в Великой Отечественной войне, завоевания в космосе и всякое другое – события так себе.

И уж конечно, надо бы продолжить главный шедевр плакатного искусства: «КПСС – верный помощник партии!»… Вариантов для продолжения масса: «ВЦСПС – закадычный друг профсоюзов!», «ВЛКСМ – ближайший соратник комсомола».

Впрочем, все эти недостатки – мелочи. А в целом по производству плакатов мы можем с гордостью сказать, что обогнали все страны мира навсегда.

ЯКОБЫ О ПРОШЛОМ

Странно поняли у нас гласность и демократию. Всюду демонстрации. И чего только не требуют.

– Речь такого-то на таком-то съезде считать недействительной!

– Снести бюст этого…

– Вынести из Кремлевской стены того…

– А того-то за превышение власти в 30-е годы лишить квартиры посмертно!

Все народы мира понимают демократию как борьбу за свое будущее. И только наш народ каждый раз борется со своим прошлым. И что замечательно – каждый раз побеждает! Недаром мы сами себя называем народом победителей. Потому что за долгие годы научились бороться наверняка.

– Немедленно расторгнуть договор, подписанный Молотовым и Риббентропом.

Тебе-то чего с этого? Ты всю жизнь на ста сорока рублях сидишь. Собери демонстрацию, поборись, чтобы тебе хотя бы сто сорок восемь дали. Боишься, что и эти сто сорок отберут? Тогда ладно – борись с Риббентропом! Он тебе точно уже ничего плохого не сделает. Заодно потребуй, чтобы аннулировали договор между Борисом Годуновым и шведами. Еще можно добиться, чтобы дань, которую русский народ платил татарам, официально признали недействительной, и потребовать, чтобы вернули обратно! Вот радости у всех будет!

Недаром все, кто на ста сорока рублях, так радуются каждый раз, когда газеты читают: «Ух, хорошо этого приложили! А этого? А до этого еще не добрались, но обязательно доберутся. Ученые археологи раскопали свидетелей».

Великая страна с непредсказуемым прошлым!

Читали новые материалы? За что тогда того министра культуры сняли? Он, оказывается, во время правительственного концерта доложил правительству, когда исполняли Первый концерт Чайковского, что дирижирует сам автор. И большой конфуз вышел. Потому что правительство поверило. И стало скандировать: «Автора! Автора! Автора на сцену!» Потом всех зрителей, которые были на этом концерте, посадили!

А в «Медицинской газете» опубликовано, что у того такой сильный атеросклероз был, что на двадцать лет дал тяжелейшие осложнения на всю нашу идеологию.

А за этого знаете почему романы писали? Тоже доказано, что он писать не умел. У него образование было – ясли и высшая военная академия.

В Лондоне, в Тауэре, есть комната, в которой вывешиваются портреты видных политических деятелей. Но только в том случае, если никто из последующих деятелей не сказал о них в течение десяти лет ни одного плохого слова. Хорошо, что нам такая комната не нужна. Или надо сократить срок от десяти лет до пяти минут.

Ну вынесут его из Кремлевской стены? Повторяю, тебе чего с этого?

Цитировать

Задорнов, М. Рассказы / М. Задорнов // Вопросы литературы. - 1989 - №10. - C. 267-273
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке