№4, 1967/История литературы

Пушкиноведение: достижения и проблемы

Работа, проделанная в течение полувека советскими литературоведами, без всякого преувеличения может быть названа гигантской. Естественно, обозреть достижения всей нашей литературной науки, равно как и наметить стоящие перед ней проблемы, чрезвычайно трудно. Поэтому есть смысл рассмотреть положение дел хотя бы на отдельных, наиболее важных участках современного литературоведения. К их числу, без сомнения, относится изучение жизни и творчества Пушкина.

Давно, кажется, прошли времена, когда пушкиноведение, переживая «период первоначального накопления», занималось почти исключительно собиранием материала, расшифровкой рукописей, регистрацией и комментированием фактов. Но и сейчас слово «пушкинист» вызывает обычно представление о кабинетном, далеком от жизни ученом, сосредоточенном всецело на мелочах, о педанте и сухаре, – словом, о какой-то разновидности гётевского доктора Вагнера.

И среди читателей-неспециалистов, а отчасти и среди профессиональных филологов живо убеждение, будто о Пушкине известно решительно все и сказать о нем что-нибудь существенно новое попросту невозможно (поневоле, дескать, приходится заниматься мелочами!).

Нельзя не признать, что для подобного рода иллюзий есть свои основания: успехи науки о Пушкине настолько бесспорны и очевидны, что бросаются в глаза даже «непосвященным».

Пушкинистика недаром считается наиболее развитой отраслью нашего литературоведения. По своему объему и научному уровню отечественная пушкиниана намного превосходит критическую литературу о каком-либо другом русском писателе.

Вот характерный пример. Не так давно мы были свидетелями новых, весьма ожесточенных споров по поводу канонического текста «Демона» и «Войны и мира». Причем споры эти велись не из-за каких-нибудь второстепенных деталей, а по кардинальным текстологическим проблемам.

Среди пушкинистов подобного рода дискуссии давно уже невозможны. Многочисленные и разнообразные издания Пушкина имеют прочную и надежную основу: фундаментальное собрание сочинений (семнадцать томов, двадцать одна книга) – издание, стоящее на исключительной текстологической высоте и представляющее итог долголетней и кропотливой работы целой плеяды блистательных ученых. При некоторых существенных недочетах издания (нет пушкинских рисунков и записей нетворческого характера, несовершенна структура, отсутствуют комментарии) его исключительная ценность неоспорима. В нем представлены не только научно выверенные тексты всех известных произведений Пушкина, но и полностью приведен огромный свод рукописных и черновых вариантов – результат мастерского прочтения сложнейших подчас пушкинских автографов. Научение рукописей Пушкина оказалось своего рода текстологической школой для всего советского литературоведения.

Давно и вполне заслуженно славится пушкиноведение обилием и тщательностью биографических разысканий, благодаря которым мы знаем так много (хотя, разумеется, далеко не все!) о важнейших событиях жизни поэта, живо чувствуем атмосферу его эпохи. Мы довольно ясно представляем себе общественное, литературное, бытовое окружение Пушкина, облик его многочисленных друзей, знакомых, недругов, место и время создания основных произведений. Широкую известность получила книга П. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина», обобщающие биографические труды Н. Бродского и Л. Гроссмана, богато документированные исследования Н. Лернера, Л. Модзалевского, М. Цявловского, С. Бонди, Т. Цявловской и др.

В активе наших пушкинистов – ряд ценных библиографий и разнообразные работы справочного и подсобного характера: описание пушкинских рукописей, прижизненных изданий, личной библиотеки поэта, летописи его жизни и творчества, сборники наиболее ценных мемуаров, путеводители по пушкинским местам, строфический и метрический справочник, сборник высказываний русских писателей XIX века о Пушкине и т. д. Последним внушительным достижением в этой области следует считать четырехтомный «Словарь языка Пушкина».

Перед сегодняшним пушкиноведением со всей серьезностью поставлен вопрос о создании капитальных итоговых трудов: научной биографии поэта, нового, комментированного полного собрания его сочинений, единой системы пушкинской библиографии.

Значительным событием в научной и культурной жизни нашей страны явилось бы, бесспорно, издание «Пушкинской энциклопедии» – свода разнообразных сведений по всем важнейшим вопросам жизни и творчества поэта, – проект которой разработан Пушкинской комиссией АН СССР.

И хотя в этой сфере – фактического изучения жизни и творчества Пушкина – предстоит еще сделать очень многое, хотя здесь возможны самые неожиданные находки и открытия, все же они вряд ли смогут поколебать уже сложившиеся научные представления.

Гораздо менее изучены общие закономерности пушкинского творчества, содержание и форма произведений поэта. Правда, в этой области тоже создано немало работ, которые могут быть причислены к лучшим достижениям нашего литературоведения. Это по сей день не устаревшие книги В. Жирмунского «Байрон и Пушкин» (1924), Ю. Тынянова «Архаисты и новаторы» (1929), А. Лежнева «Проза Пушкина» (1937), это предвоенный сборник «Пушкин – родоначальник новой русской литературы», известные монографии о творческом пути поэта, принадлежащие перу Д. Благого и Б. Томашевского, это теоретически острые исследования Г. Гуковского, словно бы обретшие сейчас свою вторую жизнь. В особую заслугу нашим пушкинистам должно быть поставлено внимательное изучение языка и стиха поэта. Достаточно вспомнить полные тонких наблюдений статьи В. Брюсова, капитальные труды В. Виноградова, глубокие исследования С. Бонди, Г. Винокура, В. Жирмунского, Л. Тимофеева, Б. Томашевского.

Но больше всего работ аналитического и обобщающего характера появилось за последнее десятилетие, когда одна за другой стали выходить книги, посвященные разнообразнейшим проблемам и жанрам пушкинского творчества: Д. Благого и А. Слонимского – о мастерстве Пушкина, Б. Городецкого – о лирике и (несколько ранее) о драматургии, Н. Степанова – о лирике и о прозе, Б. Мейлаха – о Пушкине и его времени и о художественном мышлении поэта, Б. Томашевского – о Пушкине и французской литературе, И. Фейнберга – о неосуществленных пушкинских замыслах, М. Еремина – о публицистике, Г. Макогоненко – о «Евгении Онегине», Н. Поспелова – о синтаксическом строе поэтических произведений, С. Шервинского- о пушкинском стихе.

Если добавить к этому серию статей, напечатанных на страницах научных журналов и сборников (прежде всего в повременном издании «Пушкин. Исследования и материалы»), если учесть пушкинские разделы в общих курсах русской литературы, если вспомнить, что Пушкину отводится все больше места в трудах теоретического и типологического характера, то картина окажется весьма и весьма внушительной.

Тем не менее, при всех несомненных успехах и широком ‘ размахе исследований, распространенное представление, будто изучен уже «весь Пушкин», не может, – разумеется, не вызвать улыбки: неразгаданных тайн в пушкинском творчестве еще так много, что их даже неловко называть «белыми пятнами».

В уяснении смысла главнейших произведений Пушкина, в исследовании принципов пушкинского стиля, в разработке основных проблем его мировоззрения и творчества мы продвинулись еще не слишком далеко. Поразительный факт: первая в советское время книга о лирике Пушкина появилась лишь в 1959 году, а о публицистике и того позже – в 1963!

Вообще разрыв между фактическим и проблемно-теоретическим изучением, столь характерный для всего нашего литературоведения, именно в пушкинистике ощутим, пожалуй, особенно явственно.

И дело тут не только в колоссальном количестве фактов, добытых, систематизированных и описанных пушкинистами. Сама по себе роль Пушкина в истории отечественной культуры настолько исключительна и уникальна, что теоретическое осмысление его наследия сопряжено с немалыми трудностями – с решением кардинальных проблем развития русской литературы и общественной мысли.

Своего рода зеркалом современного пушкиноведения, довольно точно отражающим его нынешний уровень, его сильные и слабые стороны, можно считать новый капитальный труд – коллективную монографию об итогах и проблемах изучения Пушкина, подготовленную Институтом русской литературы (Пушкинским домом) 1.

Выход этой работы следует расценить как событие, имеющее большое значение для всей нашей науки о литературе, ибо появилось исследование принципиально нового типа, которое послужит, вероятно, образцом при создании аналогичных трудов, посвященных другим писателям-классикам. При всех очевидных недостатках, неизбежных, вероятно, в столь трудоемкой и сложной работе, коллективная монография займет видное место в обширной литературе о поэте и будет с интересом встречена всеми историками русской литературы. Словом, плюсы и минусы нового труда не могут не быть интересными и поучительными.

Понятно, что итоговая монография создавалась отнюдь не для «решения еще нерешенных и спорных вопросов, требующих освещения в специальных трудах» (стр. 6). Но и те задачи, которые поставили перед собой авторы и редколлегия, выглядят весьма внушительно. Они заключаются в том, чтобы осмыслить и систематизировать всю колоссальную научную продукцию, которая накопилась за полтораста лет изучения жизни и творчества Пушкина, – результат деятельности целой армии ученых; подвести итоги во всех важнейших областях пушкиноведения; обратить внимание на наиболее сложные, спорные и запутанные проблемы и, наконец, наметить перспективы дальнейшего изучения.

Книга об итогах пушкиноведения – большой и солидный том – состоит из семи основных частей, охватывающих в совокупности все главные отрасли современной литературной науки: Пушкин в истории русской критики и литературоведения; Пушкин и общественно-политическое и литературное движение его времени; биография; творчество; текстология; источниковедение;

  1. «Пушкин. Итоги и проблемы изучения». Коллективная монография под редакцией Б. П. Городецкого, Н. В. Измайлова, Б. С. Мейлаха, «Наука», М. – Л. 1966, 663 стр. Монография написана коллективом авторов в составе: Д. Благой, В. Вацуро, Б. Городецкий, Н. Измайлов, И. Колесницкая, Я. Левкович, Б. Мейлах, Н. Петрунина, В. Пугачев, В. Сандомирская, А. Соймонов, Ю. Сорокин, К. Тюнькин, В. Холшевников.[]

Цитировать

Гуревич, А. Пушкиноведение: достижения и проблемы / А. Гуревич // Вопросы литературы. - 1967 - №4. - C. 113-126
Копировать