№12, 1981/Обзоры и рецензии

Проблемы современной Ленинианы

Э. Ф. Морозова, Пафос современности. Ленинская тема в современной историко-революционной прозе. «Вища школа». Львов, 1980, 160 стр.

Проблемам прозаической Ленинианы посвящены многие работы советских литературоведов, среди которых выделяются исследования В. Пискунова «Советская Лениниана» (М. 1970), В. Баранова «Правда образа – правда истории» (Горький, 1971) и другие, в которых освещены особенности развития прозаической Ленинианы, начиная с момента ее возникновения и до 60-х годов включительно, прослежено обогащение ее новыми художественными решениями, выявлены ее достижения и издержки. Книга Э. Морозовой исследует современное состояние прозаической Ленинианы.

Современный этап развития Ленинианы характеризуется целым рядом особенностей. Прежде всего, именно в 60 – 70-е годы появились крупные прозаические произведения, специально посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина, где он выступает центральным сюжетным героем. По существу только на этом этапе начато глубокое и всестороннее художественное исследование его многогранной и многомерной личности, воссоздание его уникальной биографии, поучительной для всех. В эти же годы появилось немало произведений о соратниках Ленина, в которых он, являясь эпизодическим лицом, остается идейным центром. Отказываясь от всеохватности, писатели в этих произведениях достигают органической цельности образа Ленина за счет выдвижения какой-нибудь из черт, организующих его характер. Разнообразны и жанры прозаической Ленинианы наших дней. Наряду с традиционной повестью («Начало», «Удивительный год», «Три недели покоя» М. Прилежаевой, «Сквозь ледяную мглу» З. Воскресенской и др.) и очерком («Четыре урока у Ленина» М. Шагинян) все чаще появляются романы историко-биографического и семейно-хроникального характера («Рождение сына» и «Первая Всероссийская» М. Шагинян, «Ульяновы», «Утро гения» В. Канивца, трилогия А. Коптелова, «А ты гори, звезда!» С. Сартакова и др.). Есть также немало произведений усложненной жанровой структуры («Маленькая железная дверь в стене» В. Катаева, «Черные сухари» Е. Драбкиной, «Февраль» М. Шатрова и В. Логинова и др.). Наряду с добротным художественным материалом в современной Лениниане встречаем, к сожалению, и произведения поверхностно-иллюстративные, описательные, серые, которые только компрометируют великую тему. Все это и стало предметом анализа в книге Э. Морозовой.

Особенность рецензируемой работы заключается в том, что в ней Лениниана рассматривается на широком фоне историко-революционной многонациональной прозы. Многонациональный материал дает возможность осмыслить диалектику классового и национального, народного и индивидуального в сложном процессе исторического движения народов к новой жизни под влиянием ленинских идей. Произведения многонациональной советской литературы обогащают наше представление о типе коммуниста как личности нового склада. Степень проникновения в ленинскую тему в разных национальных литературах различна. В таких, например, литературах, как русская и украинская, создано немало произведений, прямо посвященных Ленину, воспроизводящих его жизнь и характер (произведения В. Канивца, А. Коптелова, А. Михайленко и др.). Но во многих национальных литературах нашего времени Ленин непосредственно не действует, в художественную структуру таких произведений включен как бы мысленный образ вождя, творимый народом, а само его имя становится символом всех лучших устремлений к новой жизни. Такие произведения, как трилогия украинского писателя Д. Бедзыка «Украденные горы», казахского писателя А. Нурпеисова «Кровь и пот», таджикского писателя Д. Икрами «Двенадцать ворот Бухары», романы Ю. Рытхэу «Конец вечной мерзлоты», Ю. Акобирова «Земля отцов», повесть Г. Чиковани «Февраль» и другие, художественно утверждают интернациональную универсальность ленинизма, способствуют постижению истинных масштабов личности Ленина и поэтому включены Э. Морозовой в ленинскую тему. Это позволило автору связать Лениниану с проблемами генезиса социалистического образа жизни и творимой литературой социалистического реализма концепцией личности коммунистического типа.

С таким расширительным пониманием ленинской темы можно было бы согласиться, но при этом возникает и немало вопросов: какие из многочисленных произведений многонациональной историко-революционной прозы можно безоговорочно отнести к ленинской теме, какими критериями следует при этом руководствоваться – только ли хронологией событий или упоминанием имени Ленина в них, или есть еще какие-то признаки? К сожалению, автор убедительных ответов на эти вопросы не дает, а в самом отборе произведений для анализа ему порой не удается избежать элементов субъективизма.

Характеристика современной прозаической Ленинианы в контексте историко-революционных произведений сочетается в книге Э. Морозовой с постановкой теоретических проблем, среди которых хотелось бы выделить вопросы об особенностях историзма и документализма Ленинианы, о жанрово-стилевых направлениях в ней.

Исследованием соотношения факта и вымысла, роли документа в структуре произведений о Ленине и революционной истории автор решает не только важную проблему Ленинианы, но и включается в современные споры о документализме в литературе. Так ли всесильны факт и документ сами по себе даже в биографических жанрах? В чем функция художественного вымысла в произведениях с фактической основой? Какова степень достоверности документальных свидетельств и каковы возможности самого документа? Эти вопросы в последние годы не раз становились предметом острых споров и столкновений различных мнений. Конкретный анализ произведений современной Ленинианы проясняет некоторые из дискуссионных проблем. В частности, характеристика романа-хроники М. Шатрова и В. Логинова «Февраль» (стр. 60 – 64) демонстрирует как сильные, так и слабые стороны произведений, построенных по принципу монтажа документов и отдающих предпочтение самому документу. Анализ произведений М. Шагинян о семье Ульяновых, В. Канивца «Ульяновы», трилогии А. Коптелова, романов С. Сартакова, С. Дангулова и других убеждает в том, что следует не противопоставлять творческую фантазию и документ друг другу, а добиваться их органического эстетического синтеза. Например, сопоставление произведений М. Шагинян, В. Канивца и повести В. Осипова интересно для понимания того, как одни и те же исторические факты, художественно переосмысливаясь в соответствии с конкретными творческими задачами, становятся основой для совершенно разных произведений. Новизна и оригинальность многих произведений Ленинианы достигается не только за счет воспроизведения новых фактов из жизни Ленина, а и за счет обогащения содержания уже известных фактов индивидуальным видением писателя и своеобразием их эстетического претворения. Примером может быть художественная интерпретация известных эпизодов жизни юного Володи Ульянова, связанных с окончанием гимназии и казнью брата, в романе В. Канивца «Ульяновы» и в повести В. Осипова «Река рождается ручьями».

Интересной теоретической проблемой является вопрос о жанрово-стилевых направлениях в современной Лениниане. Э. Морозова выделяет два направления, которые называет объективно-эпическим и субъективно-лирическим. Хотя эта терминология и небесспорна, само стремление к жанровой типологии по художественному принципу представляется плодотворным.

К объективно-эпическому направлению отнесены произведения, в которых образ Ленина объективирован, авторское начало отсутствует совсем или предельно приглушено, ощутимо только в публицистических отступлениях, место которых в структуре повествования невелико. Композиция определяется развитием сюжетного действия, для создания образа Ленина используются традиционные средства эпического письма («Ульяновы» В. Канивца, «Рождение сына» и «Первая Всероссийская» М. Шагинян, трилогия А. Коптелова, повести М. Прилежаевой, В. Осипова, В. Красильщикова и др.).

Субъективно-лирическое направление характеризуется воспроизведением образа Ленина через авторское восприятие. В центре находится герой близкий автору, который ведет повествование на основе ассоциативных связей, подчиненных логике авторского видения исторического прошлого. Сюжет, отражающий естественный ход событий, в таких произведениях отсутствует. Откровенная исповедальность окрашивает рассказ о Ленине в лирические тона и максимально приближает образ вождя к читателю. К этому направлению отнесены «Четыре урока у Ленина» М. Шагинян, «Черные сухари» Е. Драбкиной, «Маленькая железная дверь в стене» В. Катаева, на примере которых и характеризуются возможности этого стилевого направления. Однако, указывая не неординарность художественного воплощения ленинской темы, автор справедливо видит и издержки такого способа создания образа Ленина: опасность субъективизма, усложненность фантазии и произвольность ассоциаций, могущие затруднить восприятие, привести к смещению пропорций между существенным и второстепенным, а порой и исказить историческую правду. О том, что опасения, высказанные в книге, имеют основания, свидетельствуют некоторые публикации на историко-революционную тему, где авторский субъективизм и сложная метафоричность нарушают и смещают логику жизненной правды.

Сравнение таких произведений, как романы М. Шагинян и А. Коптелова, с повестью В. Катаева «Маленькая железная дверь в стене» или художественными очерками М. Шагинян «Четыре урока у Ленина», дает основание для разграничения жанрово-стилевых типов в Лениниане. Но думается, что едва ли можно ограничиться только названными двумя. Очевидно, существует и еще один, который можно условно назвать художественно – документальным. Наряду с некоторыми документально-мемуарными произведениями сюда может быть отнесен и роман-хроника М. Шатрова и В. Логинова «Февраль», на наш взгляд, без достаточных оснований включенный в книге в объективно – эпическое направление. Нуждается в уточнении и терминология.

Социологический анализ Э. Морозова сочетает с анализом эстетическим. Не ограничиваясь характеристикой идейной проблематики произведения, она рассматривает и специфику жанра, принципы создания образов, сюжетно-композиционную структуру произведений. Такой подход позволяет выявить интересные явления в художественной Лениниане. Например, сравнительный анализ жанровой природы романов о семье Ульяновых М. Шагинян и В. Канивца приводит исследовательницу к выводу о трансформации жанра семейной хроники в Лениниане. Если в традиционной семейной хронике все внимание писателя было сосредоточено на жизни семьи, а история общественного развития либо отсутствовала вообще, либо была простым фоном, то в семейно-хроникальных романах Ленинианы история превратилась в активный структурообразующий фактор, влияющий на формирование личности столь же определяюще, как и семейное окружение, бытовая обстановка, нравственные традиции и т. п. Обязательным условием семейной хроники в Лениниане стал документализм: документ выступает как основа художественного отражения истории семьи, а также как средство характеристики героев и прием художественной изобразительности. Важной типологической особенностью жанра стала публицистичность, усиливающая связь повествования о прошлом с современностью. Такое обогащение жанра может оказать влияние на развитие семейной хроники вообще.

Книга Э. Морозовой содержит раздумья о том, в каком направлении должна развиваться прозаическая Лениниана, какие проблемы встают в разработке ленинской темы. Обогащение Ленинианы должно идти не только за счет все более полного и всестороннего освоения биография Ленина, но главным образом за счет проникновения в сущность его личности, постижения психологических глубин его характера, отражения богатства и емкости его внутренней интеллектуальной и эмоциональной жизни, ее динамизма и напряженности, что пока делается либо недостаточно, либо художественно слабо. Необходима решительно избавляться от поверхностной описательности, беллетризации и иллюстративности в произведениях о Ленине, о чем говорилось и «а известной конференции в Шушенском. Очевидно, неизбежны и поиски новых выразительных возможностей, использование средств других видов искусств для художественного обогащения Ленинианы.

Построенная на большом фактическом материале, добротно литературоведчески оснащенная, книга Э. Морозовой «Пафос современности», несомненно, будет полезна всем интересующимся проблемами историко-революционной прозы и Ленинианы.

г. Львов

Цитировать

Дорошенко, И. Проблемы современной Ленинианы / И. Дорошенко // Вопросы литературы. - 1981 - №12. - C. 241-245
Копировать