№5, 1976/Хроника

Право обращаться к нашим душам (Русская литература в жизни и творчестве Альберта Швейцера)

Имя Альберта Швейцера, мыслителя-гуманиста, врача-подвижника, лауреата Нобелевской премии мира, известно в нашей стране. Но даже знатоки творческого наследия «доктора джунглей» вряд ли предполагают, сколь значительную роль в его жизни и творчестве сыграло знакомство и духовное общение с выдающимися образцами русской литературы. Этой проблемы мы и коснемся.

…Девяностые годы прошлого века. Альберт Швейцер, студент Страсбургского университета, с увлечением читает толстовские трактаты о нравственности, с восторгом – такие шедевры, как «Анна Каренина». Швейцера поразили, по его более позднему свидетельству, манера письма Толстого и сам облик писателя. Он восхищался гениальной простотой повествования, благодаря которой герои романов Толстого предстают перед читателем как живые. По словам Швейцера, творчество Толстого побуждает читателей задумываться над их собственной жизнью и «ведет нас к простому и глубокому гуманизму». У него даже появилось намерение написать Толстому; настойчиво побуждал к этому молодого исследователя и его друг Ромен Роллан. Но ученый все-таки не решился начать переписку.

Важнейший труд Альберта Швейцера, двухтомное исследование «Культура и этика» 1, посвящен выяснению взаимодействия нравственности и культуры в истории человечества и современности. Работу над ним ученый начал еще в годы первой мировой войны. Характерно признание, сделанное Швейцером в письме от 5 марта 1982 года к автору этих строк: «Провести это исследование меня побудил, в частности, Толстой, который произвел на меня большое впечатление» 2.

В «Культуре и этике» наряду с анализом этических воззрений мыслителей всех эпох и народов Швейцер рассматривает и этическое учение Л. Толстого. В главе, которая называется «Поздний утилитаризм. Биологическая и социологическая этика», Швейцер говорит о разрыве Толстого с официальной церковной моралью. Особенно важно, что он подчеркивает своеобразие Толстого не только как писателя, но и как мыслителя-моралиста3.

К творческому и нравственному примеру Толстого Альберт Швейцер обращался до последних дней своей жизни. В написанной им в апреле 1963 года статье «Возникновение учения о благоговении перед жизнью и его значение для нашей культуры» мыслитель подчеркивал, что Толстой, в противовес Ницше, утверждал необходимость нравственного содержания культуры. Швейцер писал, что «русский писатель и мыслитель представил в своих романах и повестях иное, чем германское, воззрение. Он утверждал этическую культуру. Она была для него глубочайшей истиной, к которой он стремился в своих переживаниях и мыслях. Он заставлял нас сопереживать, достигая в своих произведениях подлинной человечности…» 4.

Даже в речи при вручении Альберту Швейцеру Нобелевской премии он отметил значительный вклад Л. Толстого в борьбу за дело мира на земле. Он поставил имя русского писателя рядом с именами Конфуция, Лао-Цзы, Эразма Роттердамского, И. Канта## A.

  1. Альберт Швейцер, Культура и этика, «Прогресс», М. 1973.[]
  2. А. Швейцер, Письмо В. Петрицкому, Ламбарене, 5 марта 1962 года. Хранится в архиве автора. Опубликовано в сб. «Альберт Швейцер – великий гуманист XX века», «Наука», М. 1970, стр. 230.[]
  3. A. Schweitzer, Ausgewählte Werke, Berlin, 1971, В. Z., S. 289.[]
  4. A. Schweitzer, Ausgewählte Werke, S. 173 – 174.[]

Цитировать

Петрицкий, В. Право обращаться к нашим душам (Русская литература в жизни и творчестве Альберта Швейцера) / В. Петрицкий // Вопросы литературы. - 1976 - №5. - C. 312-315
Копировать