№5, 1961/Дневник литератора

Позаботимся о читателе

Литературоведам и критикам все чаще приходится задумываться о том, как чему обязывает их непрерывный культурный рост советского читателя. Действительно, новая мера читательской требовательности вновь и вновь заставляет ставить вопрос о количестве и качестве тех работ, в которых освещается художественная литература. Пожалуй, мы не всегда вполне представляем себе, насколько возросла потребность в таких работах.

Мы не располагаем полными статистическими данными об университетах культуры в стране, но знаем, что организованы они повсеместно: в одном только подмосковном городе Балашиха созданы четыре университета культуры, а в Иркутске их больше сорока. Словно отвечая на вопрос, что привлекло сюда сотни тысяч людей, различных и по возрасту и по профессии, ректор одного из балашихинских университетов культуры инженер литейного завода Н. Мокиенко писал в «Литературной газете»: «…Главная задача ясна -привить слушателям любовь к литературе, искусству, вкус к изучению важных проблем технического прогресса».

В дни, когда мы, готовясь к XXII съезду КПСС, еще и еще раз продумываем свои задачи, эти слова напоминают о самом главном – о формировании духовного облика нового человека, осознающего себя наследником и хозяином всего прекрасного, что создано человеком. Таким и предстает перед миром патриот социалистического государства. Итальянская газета «Темпо» справедливо отметила, что «советские создания с таким изяществом скользят среди звезд потому, что их изобретатели и творцы читали Гомера, Шекспира, Гоголя и даже тех итальянских поэтов, которые в самой Италии пребывают в неизвестности…»

Это – общепризнанные теперь факты. Но всегда ли мы учитываем их масштаб и значение, когда от бесспорных признаний роста эстетических запросов советских людей переходим к оценке работы критики и литературоведения по удовлетворению этих запросов? Использованы далеко не все резервы, и это можно доказать, проанализировав, как у нас планируются, издаются и пропагандируются литературоведческие работы.

Бесспорно, что ни в одной стране мира не достигло такого размаха издание книг по критике и литературоведению, как в Советском Союзе. Пусть сами за себя говорят цифры. По данным Всесоюзной книжной палаты, в 1959 году выпущено по литературоведению и критике (включая переиздания) 235 научно-исследовательских работ, тиражом 919 тыс. экземпляров, научно-популярных – 349, тиражом более 4 млн. экземпляров, и учебников для высшей школы-121, тиражом более 1 млн. экземпляров. Всего 705 названий общим тиражом более 6 млн. экземпляров.

Как видим, сделано немало. Тем важнее позаботиться, чтобы издавались именно те работы, которые наиболее нужны читателю, и чтобы он, читатель, получал о них оперативную информацию. Но вот с этим дело обстоит не всегда хорошо. Достаточно оглядеть полки книжных магазинов, познакомиться с работой библиотек, послушать самих читателей, и станет ясно: по некоторым разделам издается книг не столько, сколько нужно, и не тех, которых ждет читатель.

Хотя наши издательства сейчас охотнее, чем семь-восемь лет назад, выпускают книги по критике и литературоведению, эти работы «пробиваются» в тематические планы с гораздо большим трудом, чем работы по другим вопросам. Издательства нередко затягивают подготовку и выпуск литературоведческих книг, не успевают откликнуться на читательский интерес к новым явлениям литературной жизни.

Впрочем, судьба книг по литературоведению и критике зависит, конечно, от общего положения издательского дела и книжной торговли.

Начать с того, что издательства слабо учитывают данные библиотек и состояние книжного рынка. Это отражается на тематических планах: в них мало книг, которых ждет читатель, и немало переизданий, не вызванных необходимостью. Словно сегодня сказанные звучат слова Владимира Маяковского: «Книга издается без всяких реальных данных о необходимом ее количестве»…»Выводы. Вывод один: неизвестно. Что неизвестно? Все неизвестно….Неизвестно – кто идет самой книгой. Неизвестно – кто двигается рекламой. И, наконец, когда все известно, то неизвестно – получена ли эта известность на основании правильных или случайных цифр. Причин неизвестности много».

Покончить с этой «неизвестностью» можно, внимательно изучая живой опыт работы книжных магазинов и библиотек.

Многие библиотеки сейчас стали не просто хранить или выдавать книгу, но и активно ее пропагандировать. Введен открытый доступ к книжным полкам, организуются выставки литературы по тематическим разделам, читательские конференции. Все чаще применяется новый принцип расстановки книг: рядом с произведениями того или иного автора на полках расположена критическая литература, посвященная его творчеству, иногда на полках рядом с книгами можно увидеть конверты, в которых библиотекари по собственной инициативе собирают газетные рецензии и статьи об этих книгах.

В процессе работы накапливаются богатейшие данные об интересах читателей и их суждениях о книгах по литературоведению и критике.

К сожалению, наблюдения библиотечных работников мало изучаются и почти не принимаются во внимание при составлении тематических планов. Особые тетради в библиотеках и магазинах заполнены читательскими заявками на книги о современных писателях-прозаиках, поэтах, драматургах. Просят биографические очерки о творчестве Н. Погодина, К. Симонова, Г. Николаевой, И. Эренбурга, В.

Цитировать

Ляндрес, С. Позаботимся о читателе / С. Ляндрес // Вопросы литературы. - 1961 - №5. - C. 186-191
Копировать