«Повести о начале Москвы»
«Повести о начале Москвы». Исследование и подготовка текстов М. А. Салминой, «Наука», М. -Л. 1964, 273 стр.
Все усиливающийся в последние годы интерес к исследованию памятников и общих проблем древнерусской литературы порождает не только глубокие теоретические и обобщающие работы, но и новые издания произведений, уже отмеченных и рассмотренных ранее. Издания эти, по преимуществу выпускаемые Институтом русской литературы (Пушкинским домом), не являются всего лишь повторными публикациями по лучшим спискам древнерусских памятников, а представляют собой серьезные текстологические и историко-литературные исследования.
К монографическим работам такого рода относятся «Повести о начале Москвы», подготовленные к изданию М. Салминой. Эти повести, отправляясь от исторического факта основания Москвы, так далеко уходят от этого материала, что сохраняющееся в их названиях «начало Москвы» кажется чисто механически соединенным с занимательными романическими и сказочными историями, составляющими главный предмет повествования. Прослеживая литературную эволюцию повестей о начале Москвы, идущую, как установил С. Шамбинаго, в направлении от хронографической повести к повести-сказке и не лишенную элементов приключенческого романа, исследователь имеет возможность не только выяснить идейные и стилистические мотивы, изменение сюжета, тематики и проблематики этой цепочки повестей, но и уяснить некоторые важные моменты преобразования способов и приемов создания характера в древнерусском литературном повествовании.
В рассматриваемой книге помещен краткий, но очень содержательный разбор исследований и общих трудов, касающихся повестей о начале Москвы: от «Истории российской с древнейших времен» В. Татищева до новейших работ историков М. Тихомирова и Л. Пушкарева. В этой историографической части своей работы М. Салмина обнаруживает тщательность и пунктуальность, приводящую к любопытным выводам, которые обогащают и собственно исследовательскую часть ее книги. Так, например, выясняя, какие исторические лица и факты могли отразиться в «Сказании о зачатии Москвы» (где главным героем является князь Даниил Иванович или, по другим спискам, Даниил Александрович – лицо явно вымышленное), М.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.