№4, 2000/Зарубежная литература и искусство

Постскриптум к статье А. М. Рушайло

Александр Михайлович Рушайло принадлежал к той особой породе энтузиастов, которые отдают все свои силы увлекшему их автору или теме. Будь Александр Михайлович жив, он, несомненно, продолжил бы столь увлекавший его поиск; можно предположить, что за открытием, о котором он рассказал на этих страницах, последовали бы и другие, позволяющие более полно осветить самый неизученный период жизни Льюиса Кэрролла – его поездку в Россию в июле- августе 1867 года. Впрочем, и то, что успел сделать Александр Михайлович, очень интересно и важно.

А. Рушайло скрупулезно отмечает ту роль, которую сыграл в его поиске томский книговед Василий Васильевич Лобанов. Продолжив его изыскания, начатые в Томске, Александр Михайлович обнаружил текст неизвестного письма, присланного главе Русской Православной Церкви митрополиту Филарету по случаю празднования пятидесятилетия его епископского служения епископом Оксфордским Самуилом. Как сообщалось в прессе, письмо было привезено «профессором Оксфордского университета».

Значение этой находки трудно переоценить. В. Лобанов и А. Рушайло обнаружили материалы, которые до сего дня были неизвестны не только у нас, но и за рубежом. Хотя связи Англиканской и Русской Православной Церквей на протяжении XVIII и XIX веков вызывали (и продолжают вызывать) интерес исследователей, в первую очередь, разумеется, церковных, найденные документы, насколько мне известно, до сих пор не публиковались. Обнаружение их – большая и несомненная удача, значение которой еще предстоит надлежащим образом осмыслить отечественным и зарубежным специалистам.

Опираясь на дневниковые записи Льюиса Кэрролла, зафиксировавшего встречу с епископом Леонидом, викарием Московской Патриархии, и последовавший за нею прием Кэрролла и Лиддона самим митрополитом Филаретом, Александр Михайлович приходит к заключению, что «оксфордским профессором», привезшим в Россию письмо для передачи его митрополиту Филарету, был Льюис Кэрролл.

Мне представляется важным, не отвергая гипотезы А. Рушайло, отнестись к вопросу о том, кто же передал письмо епископа Оксфордского, с несколько большей осторожностью, во всяком случае, до тех пор, пока в наших руках не окажутся дополнительные документы. Ведь многое еще осталось неясным и требует проработки.

Несколько слов об английских участниках нашей истории. Епископ Оксфордский Самуил – видный богослов и церковный деятель Англии середины прошлого века. Это Самуил (или, в современной транслитерации, Сэмьюел) Уилберфорс (1805- 1873), известный автор и проповедник, получивший за свое красноречие не слишком почтительное прозвище «Елейный Сэм» (Soapy Sam). И Кэрролл, и Лиддон были хорошо знакомы с ним. Еще в марте 1853 года двадцатидвухлетний Чарльз Лютвидж Доджсон записал в своем дневнике, что слышал «великолепную проповедь» епископа; позже они познакомились лично. Доджсон не раз. навещал епископа Уилберфорса и даже фотографировал его. В 1859 году, готовясь принять сан священнослужителя, Доджсон несколько раз встречался с ним, чтобы, как полагают биографы, обсудить возникшие у него сомнения. Доджсон, в частности, знал, что епископ отрицательно относился к посещению священниками театра, и с присущей ему щепетильностью хотел оговорить это и некоторые другие расхождения во взглядах.

Цитировать

Демурова, Н.М. Постскриптум к статье А. М. Рушайло / Н.М. Демурова // Вопросы литературы. - 2000 - №4. - C. 234-237
Копировать