Полный текст стихотворения Шиллера
Стихотворение Шиллера «Руссо» было написано двадцатитрехлетним поэтом-«штюрмером» в 1782 году. Это стихотворение, включенное Шиллером в сборник «Антология на 1782 год», представляет значительный интерес как произведение, в котором нашли яркое воплощение политические взгляды и художественные тенденции молодого Шиллера.
Вопрос об отношении Шиллера к Руссо является одним из самых спорных в шиллероведении и долгое время искажался буржуазной наукой. Многие поздние немецкие исследователи пытаются доказать, что Шиллер не принимал идей Руссо и даже будто бы не знал их, хотя и отметил в 1782 году память покойного большим четырнадцатистрофным стихотворением. По мнению этих ученых, Шиллер написал его, якобы руководствуясь лишь сочинением некоего И. Г. Якобиса, опубликовавшего в журнале «Дер тейче Меркур» хвалебную статью о Руссо, где последний превозносился как мученик за свободу и правду.
«Что же касается прямого воздействия на Шиллера идей Руссо, то, утверждают буржуазные литературоведы, на миросозерцание поэта гораздо больше повлияло популярное в XVIII веке учение шотландского философа-моралиста Адама Фертюсона,
В действительности же, как справедливо указывают современные прогрессивные немецкие критики, например Абуш (ГДР) и Бухвальд (ФРГ), Шиллер еще в Академии Карла Евгения Вюртембергского познакомился с идеями Руссо. Особенно глубокое влияние на развитие миросозерцания поэта оказали идеи Руссо о народовластии как единственно возможной и необходимой форме государственного правления. Именно руссоистским идеалом народовластия были обусловлены революционные тенденции в ранних стихах и первых драмах молодого Шиллера («Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе»). Стихотворение «Руссо» было первой данью Шиллера Руссо, воспитавшему его своими идеями.
Стихотворение направлено против гонителей и несправедливых судей Руссо, стремившихся погасить факел его учения.
Стихотворение имеет ярковыраженный политический характер. Особый интерес представляют восьмая и девятая строфы, где Шиллер затрагивает религию и церковь. Именно в этих строфах ярко отражены религиозные воззрения молодого «штюрмера». Как известно, немецкие просветители «не дошли до атеизма Дидро, Даламбера и Гольбаха и оставались деистами. Именно с позиций деизма и выступает здесь Шиллер, клеймя ортодоксальную религию и церковную нетерпимость.
Стихотворение «Руссо» проникнуто подлинно революционной силой; от первой и до последней строки оно написано с исключительным пафосом и отличается обилием сложных образов и различных художественных фигур.
Но необходимо указать на то, что «штюрмерский» стиль, которым написано стихотворение, до некоторой степени затемнил его основную направленность.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.