№3, 1965/На темы современности

Поиски продолжаются

Я бы сказал, что прошедший год был рядовым и обычным в драматургии. Это вовсе не значит, что по-прежнему можно без конца произносить слова об «отставании драматургии от жизни народа».

Дело не в отставании. Нынешняя драма работает, трудится. Ей не все дается легко, посредственность и серость не уходят, а с каждым годом принимают новые формы, мешая плодотворному развитию драматической литературы.

Но если все-таки оглянуться вокруг и посмотреть, что делается в нашем драматургическом цехе? Нельзя не увидеть: продолжались поиски, появились новые пьесы, их немного, но не количество важно в искусстве. Важно выяснить, в каком направлении велись эти поиски, отражают ли они то решающее и главное, к чему призвана драматургия – быть глашатаем передовых идей, показывать народные характеры, жизнь в ее движении, в ее конфликтах.

Если мы так поставим проблему, связанную с драматургией прошлого года, станет ясно, что теперешнее развитие драмы никак нельзя отрывать от того процесса, который проходил в драматической литературе в последние годы, и что 1964 год – это только одно звено в цепи развития современной драматургии.

После XX съезда КПСС в драме, как и во всей советской литературе, наметились и сложились тенденции, давшие радостные всходы, обновившие драматургию.

Именно в это десятилетие появились драмы, отвергающие схематизм и примитивность. За десять лет вырос в известного драматурга В. Розов, вошли в драматургию Л. Зорин, И. Дворецкий, А. Володин, М. Шатров и еще многие тогда молодые, а теперь уже зрелые драматические писатели, чьи пьесы, вызывая споры, широко идут в наших театрах. Именно в эти годы мастера старшего поколения выступили с лучшими своими драмами: А. Арбузов («Иркутская история»), А. Салынский («Барабанщица»), А. Штейн («Океан»), И. Шток («Якорная площадь»), В. Лаврентьев («Где-то совсем рядом»), С. Алешин («Все остается людям»), Дм. Зорин («Вечный источник») и т. д.

Особенность большинства этих пьес заключалась в том, что предметом их исследования стала психология, развивающаяся личность. Внутренний мир человека, проблемы нравственности оказались в центре внимания драматургов. Не винтики и колесики, а человек, сложный, с трудной драматической судьбой. Меньше стало словесной трескотни, реже стали разжевываться в пьесах известные истины; драма ворвалась в неизведанное и неоткрытое, начала искать истоки настоящего драматизма в конфликтах, интересных всем, а не только критикам. Человек предстал в поисках верных решений, в преодолении трудных противоречий, в своих прекрасных качествах. Мы узнали Дронова, Сергея Серегина, Платонова, Надю Резаеву, юных розовских героев, выбирающих жизненный путь.

Десятилетний художественный опыт не ограничивается, конечно, перечисленными пьесами. Н. Погодин завершил свою трилогию о Ленине. Много писали А. Корнейчук и А. Софронов. В прошедшем десятилетии драматургия не стояла на месте, она росла, накапливала силы, что-то удавалось ей и закрепилось на сцене, а что-то отсеивалось, исчезало. Процесс шел, он продолжается и в настоящее время, сталкиваются разные точки зрения, разные дарования.

Талантливые драматурги, отвергая схемы и штампы, стремятся установить в своих пьесах такие отношения с изображаемой действительностью, когда правда искусства наполняется подлинным драматизмом, потрясает зрителя, и он, сопереживая, начинает думать, радоваться вместе с героями. Такая драма ведет к большим идеям, она не навязывает их, а раскрывает средствами драматургии и театра, то есть выполняет свое назначение: воспитывает, вызывая восторг, восхищение. Примитивизм отпугивает зрителей от театра, а драма высоких идей и крупных характеров делает театр трибуной и кафедрой коммунистической идеологии.

Если с этих позиций подойти к оценке пьес прошлого года, то я бы отметил две драмы: В. Розова «В день свадьбы» и «Шестое июля» М. Шатрова. Это разные пьесы, и написаны они в разных жанрах: розовская – психологическая драма, а шатровская – «опыт документальной драмы» (так ее определяет автор). Оговорюсь сразу же, я не причисляю эти пьесы к шедеврам современной драматургии, более того, в них, как и во многих хороших пьесах, которые идут в театрах, есть свои недостатки. Но я не могу согласиться с В. Пименовым в оценке розовской пьесы «В день свадьбы». На мой взгляд, последние работы М. Шатрова и В. Розова в какой-то мере отражают характер сегодняшних поисков нашей драматической литературы.

Драма «В день свадьбы» В. Розова принадлежит к таким пьесам, которые не сразу открываются и которые лучше смотреть в театре, чем читать в журнале. Во всяком случае, в Москве эту драму поставили в двух театрах: в «Современнике» – О. Ефремов, а в Театре Ленинского комсомола – А. Эфрос. Разные по стилю постановки вызвали большой интерес зрителей.

«В день свадьбы» несколько необычна для творчества В. Розова. До сих пор он писал комедии. Правда, это были своеобразные комедии, где автор почти не пользовался обычными комическими приемами – недоразумениями, «розыгрышами» и т.

Цитировать

Фролов, В. Поиски продолжаются / В. Фролов // Вопросы литературы. - 1965 - №3. - C. 30-35
Копировать