№3, 2005/Книжный разворот

Поэтика Иосифа Бродского: Сб. науч. Трудов

Тверской университет доселе не претендовал на то, чтобы задавать тон в изучении творчества коренного питерца, – наиболее ощутимые импульсы всегда шли из Англии и от издательства журнала «Звезда». Начиная с первого сборника статей, посвященных Иосифу Бродскому (далее – И. Б.) (Поэтика Бродского: Сб.ст. – Tenafly, New Jersey: Hermitage, 1986), сформировался круг «главных» исследователей Бродского, которые с тех пор встречаются практически во всех сборниках. Этот список возглавляют В. Полухина и Л. Лосев. Помимо того, что тверской сборник открыл около десятка новых для библиографов имен, он еще и сумел привлечь весьма авторитетных исследователей творчества Бродского (та же В. Полухина, Дж. Смит, Т. Венцлова). Работы отечественных ученых удачно дополняются статьями зарубежных специалистов – Й. Херльта (Германия), Т. Патеры (Канада), П. Фаста (Польша), А. Ниеро (Италия) и др. Все это создает эффект насыщенного многообразия, вмещенного в выверенную композицию сборника.

Разделов в сборнике шесть: «Метафизика языка», «Черты художественного мира», «Семантика стиха», «Анализ одного произведения», «Бродский и другие», «Материалы». Первые пять воплощают движение мысли от общего к частному, а далее идут необходимые приложения. Трудно представить себе тему, которая не вписалась бы в один из этих разделов. И это впечатление не случайно, поскольку после знакомства с самими работами становится ясно, что перед авторами стояла непростая задача поместить под одной обложкой строгие стиховедческие статьи (Дж. Смит «Стихосложение Иосифа Бродского, 1987»; О. Зырянов «Сонетная форма в поэзии И. Бродского: Жанровый статус и эволюционная динамика»), статьи лингвистико-философского плана (Е. У совик «Семантический парадокс как основа метафизики языка И. Бродского»; Т. Патера «Заметки о лексике И. Бродского и А. Ахматовой»); наблюдения над жанровыми особенностями в творчестве Бродского (Е. Козицкая-Флейшман «»Я был как все»: О некоторых функциях лирического «ты» в поэзии И. Бродского»; С. Артемова «О жанре письма в поэзии И. Бродского», М. Панарина «Принципы образно-тематической и стиховой композиции в лирике Бродского»), над логикой определенных тем, разработанных в творчестве поэта (Д. Ахапкин «Иосиф Бродский: Глаголы «; Й. Херльт «Иосиф Бродский: Поэтика благодарности», А. Разумовская «Сотворение «фонтанного мифа» в творчестве Иосифа Бродского»), а также достаточно многочисленные попытки исследователей приблизиться в целом к «природе поэтической реальности» (С. Бройтман, Х. -Ё. Ким), к «мироощущению» (И. Фоменко, В. Балабаева, М. Балабаев), отталкиваясь от ряда текстов или даже от одного текста автора.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2005

Цитировать

Козлов, В.И. Поэтика Иосифа Бродского: Сб. науч. Трудов / В.И. Козлов // Вопросы литературы. - 2005 - №3. - C. 358-361
Копировать