№5, 1982/Обзоры и рецензии

Поэма расширяет горизонты

А. Г. Жаков, Современная советская поэма, Минск, Изд. БГУ, 1981, 176 с.

Взгляд на современную литературу или на какую-то ее часть сквозь, что называется, призму жанра таит в себе большие потенциальные возможности. В самом деле, как бы ни расходились теоретики литературы в своих воззрениях на природу того или иного жанра, ни у кого не возникает сомнений в том, что строго проведенный жанровый подход к определенным литературным явлениям с неизбежностью заставляет исследователя, литературоведа ли, литературного ли критика, искать причины этого явления в фактах духовной жизни современного общества, объяснять его художественную специфику, исходя из характера литературного процесса, учитывать в этой специфике роль родового фактора.

Когда появляются подобные работы, то мы должны отчетливо себе представлять, что они, собственно говоря, не о жанре, а о чем-то с точки зрения жанра – о каких-то заслуживающих внимания фактах литературного развития. Работа А. Жакова – из этого ряда исследований. Автор, понятно, не мог пройти мимо теоретических проблем жанра. Представление о нем ему необходимо как важный, но сопутствующий момент. Тем не менее, мне кажется, автор хорошо разобрался в хитросплетениях давних и по сей день не прекращающихся споров о поэме как жанре, показал эволюцию исторических воззрений на поэму, познакомил с современными точками зрения. Автора, как и многих современных исследователей, заботит непреодоленный разрыв между формальными и содержательными моментами в жанре.

Так, например, В. Кожинов считает жанр неким конкретным единством особенных свойств формы в ее основных моментах – своеобразной композиции, образности, речи, ритма.

Г. Поспелов, напротив, подчеркивает в жанре его содержательную сторону. Он трактует жанр как «исторически повторяющийся аспект проблематики произведений художественной словесности» (стр. 6).

А. Жаков присоединяется к начинающему все более утверждаться верному, как мне кажется, взгляду на жанр как исторически повторяющееся единство идейно-тематических, сюжетно-композиционных особенностей и изобразительно-выразительных средств. Такое понимание жанра могло бы стать точкой отсчета при типологической классификации поэмы. Но автор, наметив верный подход, почему-то избрал иной путь. По принципу родовой доминанты он выделяет поэму с лирическим сюжетом, основанным на логике развития авторской мысли, – лирическую поэму; поэму, основанную на сочетании повествовательного сюжета с лирическими размышлениями, – лироэпическую поэму; поэму с повествовательно-событийным сюжетом, с разработанными характерами, в которой повествование проникается лиризмом, – эпическую поэму.

Мне кажется, что подобной классификацией поэмы А. Жаков сам же отступает от правильно понятого принципа единства формальных и содержательных моментов в жанре. Думается, что классификация, основанная на родовой принадлежности поэмы, на сочетании в ней лирических и эпических начал, сдерживает проявление того реального богатства содержательных да и формальных возможностей, которыми обладает современная поэма.

Поэма – жанр синтетический.

Ее коренные отличительные особенности обнаруживаются на своеобразном пересечении родовых признаков с моментами, идущими от метода и стиля. Не учитывая этого, трудно понять, почему поэма, по происхождению своему эпическая, и в процессе своей исторической жизни, и в современных условиях зачастую меняет свои организующие конструктивные принципы, становится эпико-лирической, эпико-лиро-драматической, драматической по преимуществу и т. д.

Жанровое своеобразие современной поэмы, как это довольно подробно показано в работе, является результатом изменившегося жизненного содержания, но «диктат действительности» осуществляется в ней не механически. В новых формах поэмы выражается и закрепляется изменение в художественном мышлении, новое его качество. Сегодняшние поиски мастеров поэмного жанра неотделимы от исторических завоеваний в этом жанре, связаны с духовными процессами современного этапа нашей жизни, выражают существенные черты литературы развитого социализма.

Можно только приветствовать то, что автор в последующем не стал выдвигать во главу угла классификацию поэмы по родовому принципу. При рассмотрении поэм, увидевших свет за период с 1954 по 1979 год, А. Жаков пытается сочетать тематический анализ произведений и анализ произведении с выявлением их жанровой специфики, учитывая при этом, как в поэмах отражается развитие общественного сознания. Основное внимание в работе уделяется поэмам о нашей революционной истории, о героических свершениях советского народа на войне и в мирном труде, а также поэмам публицистического характера.

Перед исследователем современной литературы объективно возникают определенные трудности. Как справедливо отмечается в рецензируемой книге, ему приходится иметь дело с неотстоявшимся, малоизученным, порой спорным материалом, со сложной проблемой его отбора и систематизации. Для анализа закономерностей привлекаются значительные и слабые художественные произведения. Возникает реальная опасность их уравнивания в исследовательском процессе. И надо сказать, что автору не везде удалось соблюсти чувство меры, четко отделить зерна от плевел. Фон, как правило, выписан хорошо – полно и четко, но вершинные достижения выявлены недостаточно, не стали опорными в анализе.

По главам «О времени и о себе», «Бессмертный подвиг», «Оружием слова», «Победная песня труда» проходит огромное количество (если не все) поэм, написанных между 1954 – 1979 годами. Но чрезвычайно редко обращено специальное внимание на лучшие – такие, как «Седьмое небо» В. Федорова, «Суд памяти» Е. Исаева, «Реквием» и «Письмо в тридцатый век» Р. Рождественского, «Лонжюмо» и «Оза» А. Вознесенского, «Братская ГЭС» Е. Евтушенко, как поэтический эпос новейшего времени, представленный именами Ю. Марцинкявичюса, Е. Исаева, В. Федорова, Д. Кугультинова, Р. Гамзатова и др. В этих конкретных главах, к сожалению, господствующим остался тематический принцип подхода к произведениям. Высокая и серьезная проблемность, так хорошо заявленная во введении и заключении, здесь реализовалась не в полной мере. Вот, к примеру, глава «Оружием слова», посвященная теме борьбы за мир, за освобождение народов, теме интернациональной солидарности трудящихся в этой борьбе. Здесь рассматриваются поэмы «Голоса Сталинграда» М. Каноата, «Реквием» Р. Рождественского, «Колокол Хиросимы» Р. Гамзатова, «А под небом есть земля» О. Шестинского, «Урок Крагуеваца» Б. Олейника, «Суд памяти» Е. Исаева, «Бунт разума» Д. Кугультинова, «Обугленная граница» М. Луконина, «Чужого горя не бывает» К. Симонова, «Война» М. Румянцевой, «Они меня убили» П. Дариенко, «Нож в солнце» И. Драча, «Под кожей статуи Свободы» и «Голубь в Сантьяго» Е. Евтушенко, «Руки Гевары» Е. Долматовского, «Лю Шикунь» А. Маркова, «Письмо без адреса» Ф. Годжи, «Радуга снега» Л. Васильевой.

Некоторые из перечисленных произведений (а они рассматриваются на одинаковом уровне) настолько значительны по своим идейно-художественным достоинствам, что их невозможно втиснуть в жесткие тематические рамки. Поэмы Е. Исаева, Д. Кугультинова, М. Каноата, Р. Рождественского позволяют вести серьезный разговор об общих закономерностях современного поэтического процесса. Всматриваясь в закономерности, управляющие художественным миром творцов этих и других крупных поэм, ясно ощущаешь с разной степенью полноты сложно проявляющуюся, но главенствующую аналитически-синтетическую линию, укрупнение объемов художественного обобщения на основе глубокого и дальнего проникновения в духовные пласты нашей эпохи. Отчетливо обозначена общая для сегодняшних поисков в современной поэме эпическая тенденция. В образной структуре, сюжетно – композиционном строении современных поэм обнаруживается стремление воплотить сегодняшнее состояние мира и человека.

Во введении рецензируемой книги говорится, что «настоящая работа является первой попыткой обобщения опыта развития русской советской поэмы за четверть века – с середины 50-х до конца. 70-х годов» (стр. 4).

Как «первая попытка» книга обладает многими достоинствами. В ней выработаны верные, на мой взгляд, принципы подхода к сложному и неоднозначному материалу, собрано и систематизировано громадное количество поэм. Проделана большая и полезная работа. Но нужно двигаться дальше, поднимать уровень обобщений. Между тем не стоит на месте и сама поэма. Она усложняется идейно и художественно, в ней происходят процессы, требующие дальнейшего осмысления. Как говорит сам исследователь, «еще предстоит проделать очень большую работу. Прежде всего необходимо… создать теорию и историю советской поэмы. На повестке дня сложная проблема традиций и новаторства. Она разрабатывается применительно к другим жанрам и формам литературы, изучение же поэмы советского периода в таком аспекте еще не начато.

Становится необходимостью глубокое изучение взаимодействия национальных литератур в пределах одного жанра поэмы» (стр. 169).

Вопросов, как видим, немало. Но уже немало и сделано трудами Ю. Суровцева, П. Выходцева, В. Гусева, А. Лурье, В. Зайцева, Н. Арочки и других литературоведов. Книга А. Жакова «Современная советская поэма» успешно продолжает эту работу.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1982

Цитировать

Числов, М. Поэма расширяет горизонты / М. Числов // Вопросы литературы. - 1982 - №5. - C. 228-231
Копировать