№5, 1988/Публикации. Воспоминания. Сообщения

«Подумаем об этом»

Непривычно и удивительно выглядит среди всех произведений В. Маяковского стихотворение «Первомайское ПОЗДравление», написанное им к 9-й годовщине всенародного весеннего праздника. Внешне, напечатанное вподборку, оно ничем не напоминает его стихов, которые мы не мыслим себе без разбивки строк на ступеньки.

Вот как выглядело это стихотворение на первой полосе «Известий» 1 мая 1926 года:

«ПЕРВОМАЙСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ

Товарищ солнце, – не щерься и не ящерься! – Вели облакам своротить с пути! – Сегодняшний праздник – праздник трудящихся, – и нечего саботажничать: взойди и свети!

Тысячи лозунгов, знаменами избранных, – зовут к борьбе за счастье людей, – а кругом пока – толпа беспризорных. – Что несправедливей, злей и лютей?!

Смотри: над нами красные шелка – словами бессеребряными затканы, – а у скольких еще бока кошелька – оттопыриваются взятками?

Подняв надзнаменных звезд рогулины, – сегодня по праву стойте и ходите! – А мало ли буден у нас прогулеио? – Мало простоено? Сколько хотите!

Наводненье видели? В стены домьи – бьется льдина, мокра и остра. – Вот точно так режим экономии – распирает у нас половодье растрат.

Товарищ солнце, скажем просто: – дыр и прорех у нас до черта. – Рядом с делами огромного роста – целая коллекция прорв и недочетов.

Солнце, и в будни лезь из-за леса, – жги и не пяться на попятный! – Выжжем, выжжем каленым железом – эти язвы и грязные пятна!

А что же о мае, поэтами опетом? – Разве п-е-р-в-о-г-о такими поздравлениями бодрят? – А по-моему: во-первых, подумаем об этом, – если есть свободные три дня подряд».

У каждого читателя, привыкшего к ступенчатой строке Маяковского, такая странная форма стихотворения не могла не вызвать недоумения. Ведь в вышедшей почти одновременно с «Первомайским поздравлением» статье «Как делать стихи?» он пишет о необходимости «всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке ее делатель»1. На примерах из классиков он показывает преимущества деления строки, которое устраняет путаницу смысловую и ритмическую, обогащает выразительность стиха. И вдруг в своем стихотворении неожиданно стягивает поэтические строки и преподносит их как прозу!

Эта странность усугубляется еще и тем, что в тот же день, 1 мая 1926 года, «Первомайское поздравление» было напечатано также в ленинградской «Красной газете», но не вподборку, а с обычной для Маяковского разбивкой строки.

Так бы и остался загадкой этот разнобой в подаче одного и того же стихотворения, если бы не сохранилась беловая рукопись «Первомайского поздравления»2 – та самая, которую Маяковский принес в редакцию «Известий», где он в то время активно сотрудничал. Это вполне законченное и тщательно переписанное им заранее стихотворение. Он неукоснительно следовал правилу, рекомендованному им молодым поэтам в статье «Как делать стихи?»: «Даже готовя спешную агитвещь, надо ее, например, переписывать с черновика вечером, а не утром. Даже пробежав раз глазами утром, видишь много легко исправляемого. Если перепишете утром – большинство скверного там и останется» (т. 12, стр.

  1. Владимир Маяковский, Полн, собр. соч. в 13-ти томах, т. 12, М., 1959, с. 113. В дальнейшем все цитаты по названному изданию приводятся в тексте с указанием тома и страницы.[]
  2. Государственный музей В. В. Маяковского, Р – 144, л. 2 об.[]

Цитировать

Арутчева, В. «Подумаем об этом» / В. Арутчева // Вопросы литературы. - 1988 - №5. - C. 163-168
Копировать