№6, 2008/Мнения и полемика

Почти Иуда или почти Христос? (Об авторстве эпиграммы «Н.<иколаю> П.<авловичу>)

Не богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые и злые, –

Все было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей1.

Эта приписываемая Ф. Тютчеву эпиграмма-эпитафия на смерть Николая I давно стала почти хрестоматийной иллюстрацией к бесславно окончившейся деятельности «железного императора». Но отражает ли эпиграмма весь диапазон тютчевских характеристик Николая I? Безусловно, не отражает, более того, – нет полной уверенности в ее принадлежности перу Тютчева.

В числе многих исследователь Г. Чулков без каких-либо колебаний включил пятистишие в основной массив тютчевианы. Отмечая, что автограф стихотворения не сохранился, комментатор счел подтверждением тютчевского авторства наличие списка «Н. П.» в альбоме дочери поэта М. Ф. Бирилевой среди других стихов ее отца. Г. Чулков к тому же ссылается на «твердое семейное предание», которое говорит о том, что Тютчев написал на смерть Николая I весьма резкую эпиграмму, и жена поэта Эрнестина Федоровна очень «смущалась самим фактом существования такого документа»2 (курсив мой. – П. С).

Принимая во внимание сугубо обличительный тон произведения (у автора возникли бы большие неприятности, дойди оно до сведения правительства), нужно подчеркнуть, что отношение Тютчева не было столь однозначным ни до кончины императора в феврале 1855 года, ни после нее. В своей известной статье «Россия и революция» (1848) поэт отрекомендовал царя в позитивном ключе как «…государя, в котором воплотилась «Русская мысль»», которая «одна была на столько отдалена от революционной среды, что могла здраво оценить факты, в ней проявляющиеся». Персонифицированная в Николае I, только Россия могла противостоять революционному «морю», захлестнувшему Европу в 1848 – 1849 годах3. Тютчев возлагал на императора большие надежды в расширении «царства русского… от Нила до Невы, от Эльбы до Китая» и видел в нем потенциального «всеславянского царя» «возобновленной Византии»## См., например:

  1. Произведения Тютчева цитируются, кроме оговоренных случаев, по изд:: Тютчев Ф. И. Сочинения в 2 тт. / Общ. ред. К. В. Пигарева. М.: Правда, 1980. Ссылки на это издание даются в тексте.[]
  2. Тютчев Ф. Я. Полн. собр. стихотворений в 2 тт. Т. 2 / Ред. и коммент. Г. Чулкова. М.: ТЕРРА, 1994. С. 348 – 349.[]
  3. Тютчев Ф. И. Стихотворения и политические статьи. СПб., 1900. С. 478.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2008

Цитировать

Соловьев, П. Почти Иуда или почти Христос? (Об авторстве эпиграммы «Н.<иколаю> П.<авловичу>) / П. Соловьев // Вопросы литературы. - 2008 - №6. - C. 336-339
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке