№2, 1974/Обзоры и рецензии

По законам нашего времени

Е. Ф. Трущенко, Социалистический реализм во французской литературе, «Советский писатель», М. 1972, 414 стр.

В серьезных исследовательских трудах, вышедших за последние годы, поставлен и решен ряд актуальных проблем социалистического реализма. Но еще на сколько вопросов не дано ответа! Мало писалось до недавних пор о развитии социалистического реализма в литературах зарубежных стран, и поэтому монография Е. Трущенко вызывает законный интерес. Тем более что речь в ней идет об одной из богатейших литератур Запада, о литературе, в которой черты социалистического реализма отчетливо обозначились уже в конце 10-х годов.

Е. Трущенко стремится охарактеризовать становление социалистического реализма во Франции и его развитие от начала века до наших дней. В его работе рассказывается о борьбе представителей нового метода с враждебными им идейно-эстетическими направлениями и тенденциями, о преодолении болезней роста, о трудностях, о противоречиях, о завоеваниях социалистической литературы Франции.

«По законам нашего времени» – так назвал автор введение к работе, раскрывающее, как социалистический реализм закономерно выдвинулся на авансцену французской литературы. Проблема истоков нового творческого метода и процесс его формирования – тема первой главы книги «Предшественники и провозвестники».

Автор показывает неправомерность некоторых еще бытующих в критической литературе суждений о социалистическом реализме. Согласно одной точке зрения, опровергнутой самим ходом историко-литературного процесса, этот метод может сложиться лишь в искусстве социалистической страны. Другая крайность состоит в том, что представителями социалистического реализма объявляются не только Эжен Потье, но даже поэты-чартисты или Георг Веерт; процесс формирования социалистического реализма в таком случае утрачивает черты исторической конкретности. Важно видеть в этом методе целостное идейно-художественное явление, а не просто сумму «элементов», каждый из которых можно обнаружить чуть ли не у любого писателя-реалиста прошлого, связанного с революционным движением. Е. Трущенко справедливо видит в Потье и других писателях Парижской Коммуны прямых предшественников социалистического реализма во Франции, но не создателей метода.

Убеждает анализ творчества Анри Барбюса, как одного из основоположников социалистического реализма в мировой литературе. Библиография работ о Барбюсе очень велика, и все же Е. Трущенко нашел новые, ранее не публиковавшиеся материалы, позволившие по-новому подойти к хорошо разработанной теме. Среди таких материалов обращает на себя внимание переписка Барбюса с читателями романа «Огонь». Е. Трущенко сопоставляет суждения Барбюса с автохарактеристикой, которую дает своему роману «Деревянные кресты» Ролан Доржелес. Книга Доржелеса исполнена искренней боли за страдания ни в чем не повинных людей, но тщетно искать в ней пафос революционного переустройства мира. Новаторство Барбюса на этом фоне выступает особенно явственно,

С живым интересом читается глава «Расширение горизонтов», где речь идет о подъеме передовой французской литературы 30-х годов. Здесь анализ художественных произведений Барбюса, Роллана, Вайяна-Кутюрье, Муссинака сочетается с рассмотрением дискуссий по вопросам эстетики. Этот материал, прежде почти не рассматривавшийся, содержит немало поучительного.

Правда, мне представляется спорным мнение Е. Трущенко о поздних произведениях Роллана (заключительные части «Очарованной души», драма «Робеспьер»), которые исследователь относит к явлениям социалистического реализма. Я не вижу достаточных оснований говорить о «приходе Ромена Роллана на позиции социалистического реализма». Конечно же, лучшие произведения Роллана 30-х годов (к ним можно отнести и очерк «Вальми») свидетельствуют о его движении от критического реализма к более высоким формам эстетического познания действительности, к реализму социалистическому. И все же едва ли даже тогда Роллан принимал принцип коммунистической партийности литературы.

Мне кажется, что Роллан, будучи очень близок к революционному лагерю, занимал в нем особое место. Свою миссию писатель видел в том, чтобы служить «связующим звеном» между двумя великими армиями: сторонниками «неприятия», учениками Ганди – и сторонниками революционного насилия, последователями Ленина (см. введение к «Очарованной душе», помеченное 1 января 1934 года). Позиция Роллана не была лишена противоречий, которые не могли не сказаться на его художественном методе. В 30-е годы эти противоречия не исчезают до конца, хотя, несомненно, дают о себе знать не столь явно, как прежде. В трагические годы второй мировой войны и оккупации они вновь обострились.

О судьбах передовой французской литературы во время оккупации и антифашистского движения Сопротивления идет разговор в третьей главе книги. Рассматривается творчество Арагона (особенно интересен анализ вышедшего в 1944 году романа «Орельен»), Элюара, Жана Марсенака, Эльзы Триоле. Е. Трущенко приводит интересные, малоизвестные факты (в первую очередь надо назвать материалы, связанные с так называемым «внутренним сопротивлением»). Я совершенно согласен с мнением автора, что годы оккупации и Сопротивления стали периодом поступательного развития социалистического реализма во французской литературе, хотя этот процесс откроется лишь внимательному взгляду.

В главе четвертой – «От документального свидетельства к эпосу» – должное внимание уделяется политике ФКП в области культуры и литературы. Как и в других главах, разбираются работы, посвященные эстетике. Столь же важен и разговор о роли советской литературы, о ее взаимодействии с передовой французской литературой – важен тем более, что в последние годы во Франции о значении советской литературы для передовых французских писателей говорилось много путаного, неверного.

Годы второй мировой войны, утверждает автор книги, обогатили политический и гражданский опыт писателей, которые всегда связывали свое творчество с жизнью общества, борьбой народа. Наиболее значительным произведением социалистического реализма, созданным в этот период, Е. Трущенко справедливо считает роман Арагона «Коммунисты». Привлекает в монографии впервые осуществленный в нашем литературоведении и убедительный анализ первоначальной и второй, окончательной, редакции книги.

Широкая картина развития социалистического реализма в прозе и поэзии Сопротивления дополняется подробным анализом произведений Элюара, Гильвика, П. Гамарра, Р. Вайяна («Пьеретта Амабль»). Ж. -П. Шаброля и др. Замечу тут, что, может быть, не стоило так безоговорочно относить «Гиблую слободу» Жан-Пьера Шаброля к литературе социалистического реализма; по-моему, эта книга стоит ближе к неореализму.

Наибольшие трудности возникли перед автором в заключительной главе «Современные тенденции (Творческие поиски, дискуссии)». Речь здесь идет о явлениях сложных, противоречивых; ведь в последнее десятилетие ошибочные взгляды на социалистическую литературу и ее метод получили распространение не только в буржуазной критике, но и в прогрессивной печати. Пришлось спорить весьма определенно не только с врагами. Тем более велика ответственность критика, поставившего своей задачей научный анализ этого трудного и злободневного материала.

Автор неуклонно придерживается исторического подхода ко всем сложным вопросам современной социалистической литературы. Я вижу заслугу Е. Трущенко в том, что, не шарахаясь из стороны в сторону, он не переписывает заново историю, не зачеркивает былых достижений из-за сегодняшних ошибок и шатаний, но и отнюдь не склонен смягчать критику этих ошибок, делая скидку на былые заслуги тех или иных писателей. Такой позиции и должен придерживаться советский исследователь в трудных, напряженных эстетических спорах нашего времени.

Привлекает последняя глава и постановкой вопроса о возрождении исторического романа в передовой французской литературе. Если в 20 – 30-е годы Франция не знала, по сути дела, большого исторического романа, то теперь положение резко изменилось, картина сложилась яркая и разнообразная. Закономерно в данной связи обращение к «Страстной неделе» Арагона, «Божьим безумцам» Шаброля, «Тайнам Тулузы» Пьера Гамарра и, конечно же, к «Пушке «Братства» Шаброля – роману о Парижской Коммуне.

Анализируется в главе и роман о современности – книги А. Стиля, трилогия Шаброля, романы А. Ремакля и Р. Шатоне, пьесы «политического театра» (А. Салакру, А. Адамов). Как произведения, отдельными своими сторонами соприкасающиеся с социалистическим реализмом, рассмотрены цикл романов Б. Клавеля «Великое терпение», последние книги Робера Мерля, Армана Лану.

Не секрет, что в последнее время многие прогрессивные критики и писатели во Франции – да и не только во Франции – перестали обращаться к понятию «социалистический реализм». Полемизируя с такими литераторами, Е. Трущенко говорит о великом значении этого творческого метода, опираясь при этом на суждения Жана Перюса, Андре Жиссельбре. Напомним, что никогда не отказывался от этого понятия Арагон. Уже более полувека социалистический реализм является одним из важнейших творческих методов, развивающихся во французской литературе. Таков главный вывод исследования Е. Трущенко.

Цитировать

Наркирьер, Ф. По законам нашего времени / Ф. Наркирьер // Вопросы литературы. - 1974 - №2. - C. 285-288
Копировать