№8, 1971/На темы современности

По требованию жизни (С IV пленума Всесоюзного Совета по критике)

Наша страна, весь народ ваш переживает ныне радостный подъем творческих, созидательных сил – закончил свою работу съезд партии коммунистов, осветивший ясным светом ленинской мысли наше ближайшее будущее, наметивший конкретные, реальные перспективы дальнейшего движения к коммунизму.

«Пятилетие, в которое вступила наша страна, – говорится в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы, – будет новым убедительным подтверждением преимуществ социализма, важным шагом на пути к коммунизму».

Партийный форум оплодотворил экономическую, научную, политическую мысль; он дал могучий импульс и мысли художественной. Формирование нового человека, человека с высокоразвитым, коммунистическим сознанием, – на это направлены решающие усилия партии, такова конечная цель всех экономических мероприятий. Ясно, сколь высокая ответственность ложится в этих условиях на литературу и искусство. И об этом со всей силой было заявлено на съезде. «С продвижением нашего общества по пути коммунистического строительства, – говорил тов. Л. И. Брежнев, – возрастает роль литературы и искусства в формировании мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры… В истекшее пятилетие наши литература, театр, кино, телевидение, изобразительное искусство, музыка дали советским людям много нового, интересного, талантливого. Появились новые произведения, и постановки, которые реалистично, с партийных позиций, без приукрашивания, но и без смакования недостатков освещают прошлое и настоящее нашего народа, сосредоточивают внимание на действительно важных проблемах коммунистического воспитания и строительства. Эти произведения вновь подтверждают: чем теснее связь художника со всей многогранной жизнью советского народа, тем вернее путь к творческий достижениям и удачам».

В этих словах Отчетного доклада выражено высокое доверие деятелям искусства, прочно связавшим свое творчество с идеями Ленина, идеями коммунизма; в них выражен и новый, возросший, уровень требований к работникам культуры, тот уровень, который соответствует переживаемому нами моменту общественного развития.

Атмосфера высокой творческой активности всего народа – а первые послесъездовские месяцы уже зафиксировали подъем этой активности – дает мощный стимул движению искусства; в свою очередь непрекращающийся художнический поиск, разведка новых путей развития коммунистической нравственности, воспитание коммунистического человека становятся важнейшим фактором созидательных свершений народа. Именно в этом видит свой высший долг наша литература – быть верным помощником Коммунистической партии в деле воспитания коммунистического сознания общества, всех его слоев.

В документах съезда – в Отчетном докладе ЦК, в Резолюции, – являющих собой дальнейшее творческое развитие ленинского принципа партийности искусства, прозвучала, однако, не только удовлетворенность состоянием дел на литературном фронте. Работники литературы и искусства вправе гордиться сделанным; но поводов для благодушия и самоуспокоенности нет. «Да будет позволено заметить здесь, – говорил на съезде тов. Л. И. Брежнев, – что у нас все еще появляется немало произведений неглубоких по содержанию, невыразительных по форме. Иногда бывает даже, что произведение посвящено хорошей, актуальной теме, но создается впечатление, что художник подошел к своей задаче слишком легко, не вложил в свой «труд всю силу своего таланта. Думается, что все мы имеем право ожидать от работников искусства большей требовательности к самим себе и к своим товарищам по профессии».

Это требовательное и дружеское слово партии, несомненно, заставит художников слова с еще большей ответственностью, с большим напряжением сил выполнять свой высокий общественный долг. Особую роль в деле повышения идейно-художественного качества нашей литературы, в деле создания и поддержания атмосферы высокой творческой взыскательности в художественной среде предстоит сыграть литературной критике. Эта мысль была прямо высказана в Отчетном докладе ЦК: «Несомненно, успехи советской литературы и искусства были бы еще значительнее, а недостатки изживались бы быстрее, если бы наша литературно-художественная критика более активно проводила линию партии, выступала с большей принципиальностью, соединяя взыскательность с тактом, с бережным отношением к творцам художественных ценностей».

В этих словах подчеркивается возросший авторитет критики, ее важная роль – и внутри литературы, и – шире – в жизни всего общества. Но тут выражена и новая, соответствующая современному моменту общественного развития, мера требовательности к нашей работе. В Отчетном докладе ясно определено и направление дальнейшего развития литературно-критической мысли: принципиальность в подходе к произведениям искусства, взыскательность, нетерпимость по отношению к идейно-художественному браку, бережность, тактичность оценки писательского труда. Нет сомнений, партийные указания послужат мощным стимулом нового подъема нашей литературно-критической мысли.

И это не просто пожелание на будущее. Уже первые после съезда события литературной жизни показывают, сколь плодотворны и своевременны были указания партии о литературе. В апреле нынешнего года состоялось расширенное заседание Всесоюзного Совета по критике, в повестку дня которого был вынесен вопрос: «Проблемы современной литературы о советской деревне и задачи критики в свете решений XXIV съезда КПСС».

Обсуждение деревенской темы объясняется не только тем местом, которое занимает она в современной нашей литературе; пристальное внимание литераторов к деревне диктуется в свою очередь той ролью, которую она играет в экономической, социальной, культурной жизни общества.

Проблемы сельского хозяйства широко обсуждались в последнее время; итоги этого всенародного обсуждения были подведены на июльском (1970) Пленуме ЦК КПСС и на XXIV съезде партии. В Директивах съезда по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы намечены реальные перспективы дальнейшего развития сельского хозяйства, приведены впечатляющие цифры его неуклонного подъема.

Деловой, научный, реалистический подход к проблемам советского села, который был продемонстрирован на съезде, благотворно повлиял на самый характер работы пленума Совета по критике. Разговор не замкнулся в узко литературных рамках, он обрел размах, масштабность, вышел к широким горизонтам самой действительности. Этому немало способствовало участие в разговоре писателей и очеркистов, которые вот уже в течение долгих лет пишут о деревне, о ее экономических и нравственных проблемах. Важно в то же время отметить, что и в выступлениях многих критиков была продемонстрирована широта подхода к проблеме, в своих суждениях о литературе они стремились опираться на прочные жизненные основания. Такой масштаб разговора ясно свидетельствует об осознании критиками своей высокой общественной миссии, своей главной задачи – быть движителями литературного прогресса, быть проводниками партийной линии в искусстве.

ПО ПРИЗЫВУ ПАРТИИ

Мы начинаем работу пленума, сказал, открывая заседание, председатель Совета по критике В. Озеров, в особой обстановке. Недавно завершился XXIV съезд КПСС, который выдвинул ряд программных положений, определяющих дальнейшее развитие нашего общества во всех областях – в экономике, науке, идеологии, культуре, – съезд, на котором шел большой важный разговор о развитии литературы и искусства и о задачах, стоящих перед ними.

Особое слово партийного форума было адресовано непосредственно работникам литературно-критического цеха. Это обязывает нас со всей взыскательностью оценить сделанное, трезво отметить слабости и недостатки, определить пути дальнейшего развития критической литературы.

Съезд носил подлинно деловой, творческий, конструктивный характер. Этот дух съезда должен определить и нашу работу – нам следует искать новые, наиболее рациональные, продуманные организационно пути и средства совершенствования нашей деятельности.

Тема, вынесенная на сегодняшнее обсуждение, несомненно, позволит вести конструктивный разговор и о самой художественной литературе, и о проблемах, стоящих перед критикой. Как, насколько точно и своевременно отражает наша деревенская проза реальные жизненные процессы сегодняшнего села, насколько в свою очередь критика верно понимает и литературу, и самое жизнь – вот те вопросы, над которыми нам следует сегодня задуматься и по возможности попытаться на них ответить.

На заседании Совета выступил делегат XXIV съезда, член ЦК КПСС Г. Марков. Важность, необходимость непосредственной связи критики с действительностью – главная мысль его выступления.

Атмосфера, в которой все мы сейчас живем, говорит оратор, атмосфера творчества и созидания, неизбежно вовлекает в сферу своего влияния и искусство, литературу. Решения съезда оплодотворяют нашу творческую мысль, стимулируют поиски, заставляют более ответственно подходить к своему делу. В полной мере это относится и к литературной критике.

В словах Отчетного доклада ясно выражено главное требование к критике – «более активно проводить линию партии, выступать с большей принципиальностью». Путь к выполнению этой задачи лежит через непосредственное (а не просто через литературу, – это всегда было и будет) сближение критики с живой действительностью. На съезде партии, проходившем в деловой обстановке, в обстановке конструктивного творчества, можно было ясно ощутить грандиозные созидательные перемены, свершающиеся в сознании людей. Люди выросли, изменились условия их работы. Происходит поразительный по быстроте научно-технический прогресс. Ломаются старые представления и нормы, то есть происходит нечто такое, чего наша история, много видевшая и много испытавшая, еще не знала.

В этой обстановке связь писателя с жизнью становится важнейшим условием его творческой активности, непременной частью его работы. Критику, видимо, труднее наладить эту связь, чем беллетристу, но осуществлять ее необходимо – вне ее не достичь того уровня принципиальности и такта, которых требует от критики партия.

В своем заключительном слове по Отчетному докладу ЦК КИШ тов. Л. И. Брежнев как о большом завоевании говорил «о той обстановке деловитости, товарищеского взаимопонимания, внимательного отношения к людям и вместе с тем высокой требовательности, принципиальности и взыскательности, которая прочно утвердилась в партии и стране».

Эти слова нельзя не отнести к работе критиков: в какой мере их деятельность служит созданию в литературе такого рода обстановки? Немало еще у нас появляется бездоказательных, не дружеских по отношению к писателю статей; есть, с другой стороны, выступления беззубые, комплиментарные, елейные. Чтобы избавиться от этих грехов, критика прежде всего должна научиться убеждать. А для этого ей опять-таки надо решительно приблизиться к самой жизни.

Сейчас важно трезво, вдумчиво, спокойно проанализировать партийные указания, связанные с работой критики. Было бы совершенно неправильно усматривать в них признание чуть ли не провала критики, упадка литературно-критической мысли. Речь идет о том, что значение литературной критики в жизни всего нашего народа сейчас настолько возросло, что сегодняшний ее уровень удовлетворить общество уже не может.

Каков же выход из создавшегося положения? Видимо, какие-то варианты ответа будут предложены на нынешнем пленуме. Немалую роль тут предстоит сыграть и Союзу писателей: критиков следует постоянно включать в многочисленные писательские бригады, выезжающие в различные концы нашей страны. Следует подумать и об иных мерах, могущих стимулировать более тесное общение критики с живой действительностью. Иными словами, сейчас требуется целая система творческих и организационных усилий, которая обеспечит критике достойное положение в нашей жизни и нашей литературе.

ПРОБЛЕМЫ ДЕРЕВНИ – ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА

С докладом «Проблемы современной литературы о советской деревне и задачи критики в свете решений XXIV съезда КПСС» выступил В. Сурганов1. По докладу развернулись прения. Первым слово взял Л. Якименко.

Литературу нашу, утверждает оратор, невозможно сейчас представить без книг Ф. Абрамова, С. Крутилина, В. Фоменко, Е. Мальцева, Л. Иванова, М. Алексеева, О. Гончара, М. Стельмаха, М. Слуцкиса, многих других писателей, рассказывающих о жизни современной деревни. Невозможно потому, что эти произведения, обращаясь к сфере деревенской действительности и ее проблем, выходят далеко за ее рамки к горизонтам исторического существования нашего народа, исторических вех нашего общества, выходят к будущему нашему.

  1. В этом номере «Вопросов литературы» публикуется статья В. Сурганова, в основу которой положен его доклад на пленуме.[]

Цитировать

От редакции По требованию жизни (С IV пленума Всесоюзного Совета по критике) / От редакции // Вопросы литературы. - 1971 - №8. - C. 26-39
Копировать