№2, 1993/Хроника

По страницам литературоведческих и литературно-критических изданий

«Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка», 1991, N 3, 4, 5, 6

В N 3 помещены статьи: «Интертекстуальность и история жанра (На материале польского романа XIII – XVIII вв.)» (А. Липатов), «Субъектно-образная структура русской лирики XIX в. в историческом освещении» (С. Бройтман).

В статье «Ранняя лирика Осипа Мандельштама» В. Мусатов отмечает: «Центральной задачей Мандельштама было вхождение в строй мира, еще конкретнее – в строй европейской культурной традиции. Наметившийся в его творчестве путь самораскрытия не через биографию, а через культуру не мог не привести его к сближению с антииндивидуалистическими тенденциями русского символизма. Поворотным событием в жизни Мандельштама стала встреча с Вяч. Ивановым… Идеи Вяч. Иванова концептуально оформляли то, что уже назревало в творческой интуиции Мандельштама… Свою внутреннюю неукорененность в традиции европейской культуры Мандельштам ощущал прежде всего как религиозную, экзистенциальную. На рубеже 1900 – 1910-х годов он попытался преодолеть ее чисто эстетическими средствами – тем более, что эстетизм был в крови у эпохи в целом и символизма в частности. Логически это не могло не привести его к акмеизму. Ранний Мандельштам оказывался как бы акмеистом до акмеизма, хотя это было продиктовано сугубо индивидуальными причинами».Творчеству О. Мандельштама посвящена и статья «Апокалипсис у Мандельштама (О теме смерти в стихах 30-х годов)» (В. Хазан).»Трудно отыскать в мировом искусстве художника, творчество которого так или иначе не соприкасалось бы с темой смерти, – пишет В. Хазан. – Но далеко не каждому удается создать свой вариант Апокалипсиса. О. Мандельштаму это удалось. Причиной тому – редкое совпадение трагической судьбы поэта с уникальностью его художественного дарования… Тема и образ смерти – сквозные и магистральные в поэзии Мандельштама – в последний, наиболее зрелый период его творчества приобретают особое, пифическое, звучание и значение… Мандельштам оказался одним из первых русских поэтов, кто в обстановке нового политического режима обнаружил скрытую от массового сознания апокалиптику исторического времени, его «незаконность»…»В рубрике «Материалы и сообщения» предложены статьи: «К интерпретации стихотворения Мандельштама «Ламарк»» (И. Корецкая), «Субъектный строй «Разговора о Данте»» (Д. Черашняя), «Единство сюжета «Илиады» Гомера и «Псевдо-Илиады» в свете хеттской и греческой письменных традиций» (Л. Гиндин).

Рецензией А. Рогачевского на книгу С. Шварцбанда «Логика художественного поиска А. С. Пушкина», вышедшую в Иерусалиме в 1988 году, представлен отдел «Рецензии».В рубрике «Хроника» помещен отчет С.

Цитировать

От редакции По страницам литературоведческих и литературно-критических изданий / От редакции // Вопросы литературы. - 1993 - №2. - C. 345-347
Копировать