№4, 2000/Зарубежная литература и искусство

По следам Льюиса Кэррола в России. Заметки библиофила

Известно, что английский писатель Льюис Кэрролл, автор знаменитой «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье», в 1867 году единственный раз покинул пределы своей родины и совершил вместе со своим другом, преподобным Г. П. Лиддоном, путешествие в далекую Россию. Это путешествие заняло около месяца и описано Льюисом Кэрроллом в так называемом «Русском дневнике». К сожалению, у нас об этом путешествии известно очень немного. Математик и переводчик Ю. Данилов дал в журнале «Знание – сила» подробный обзор этого дневника 1, материал которого показал, насколько глубоко и интересно воспринял Россию писатель. Он побывал в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, посетил Кронштадт, Петергоф, Сергиев Посад, восхищался многими достопримечательностями этих мест. Его потрясла красота Невского проспекта и Кремля. Так случилось, что в России об этом путешествии знают очень мало, и, к сожалению, следов пребывания Кэрролла в России до сих пор найти не удавалось.

В 1995 году профессиональный книговед, собиратель и знаток Кэрролла томский исследователь Василий Васильевич Лобанов, отталкиваясь от глухих сообщений о том, что поездка Ч. Л. Доджсона (настоящее имя Кэрролла) имела отношение к некоей церковной миссии, предпринял попытку найти какие-либо печатные материалы, связанные с пребыванием Кэрролла в России. Из дневника Кэрролла нам известно, что Кэрролл и Лиддон посетили Троице-Сергиеву Лавру, где были приняты главой Русской Православной Церкви – митрополитом Московским Филаретом. Эта встреча длилась более часа; по словам Кэрролла, беседа была очень интересной. Опираясь на эти имена – Филарета и его секретаря, викария Московской Патриархии епископа Леонида, который устроил эту встречу, – В. Лобанов и предпринял попытку разыскать сообщения о ней в различных литературных и церковных изданиях. Ему повезло: он нашел одну ключевую фразу, которая позволила продолжить поиски в Москве и в известной степени расширить их результаты. Это строки из письма от 7 августа 1867 года (ст. ст.) преподавателя истории и богословия Сергиево-Посадской семинарии Петра Симоновича Казанского (?-1878) к его брату, архиепископу Костромскому Платону (Павел Симонович Фивейский, 1809-1877), где сообщалось, что по случаю юбилея Филарета были «получены ранее приветственные письма от примаса Шотландской Епископальной Церкви и от епископа Оксфордского, последнее привез профессор Оксфордского университета» (курсив А. Рушайло) 2. Эта фраза вызвала естественное желание найти текст этого письма и тем самым подтвердить, что одной из главных причин поездки Кэрролла в Россию была некая миссия церковного характера.

Первым делом, по совету В. Лобанова, были просмотрены некоторые газеты того времени, главным образом газеты «Московские ведомости» за август 1867 года. В. Лобанов предполагал, что там могли быть сообщения о прибывающих и отбывающих особах, если они приезжали с официальной миссией. Однако подробный просмотр этой газеты, насыщенной огромным количеством информации, которая свидетельствовала о бурной политической, экономической и культурной жизни Москвы и в целом России того времени, показал, что сообщений о пребывании или прибытии Лиддона и Доджсона в Москву нет. Впрочем, газета оказалась зато весьма интересной в других отношениях. Во- первых, начиная с 4 августа 1867 года во многих номерах были помещены материалы, посвященные пятидесятилетию священнического служения главы Русской Православной Церкви митрополита Филарета. Об этом событии следует сказать особо несколько слов, потому что этот юбилей являлся событием не только церковной, но и общественной жизни России и в какой-то степени мировой истории. По случаю юбилея, который праздновался 5 августа (ст. ст.), было получено огромное количество Приветствий и поздравлений, но, к сожалению, поиск поздравления от епископа Оксфордского среди публикаций в этой газете результатов не дал.

Вторым очень важным моментом, на который я обратил внимание, просматривая «Московские ведомости», была разница датировки материалов, поступающих из-за рубежа. Дело в том, что весь Запад жил тогда по новому стилю, в то время как в России еще сохранялся старый: разница в датах составляла дней. Это позволило отметить, что в дневнике Кэрролла все даты также даются по новому стилю, в то время как события в России «отставали» на 12 дней. Например, по переведенным отрывкам из дневника Кэрролла известно, что 5 августа (то есть, казалось бы, в день юбилея) Кэрролл вместе со своим спутником совершил поездку по Москве, посетив собор Василия Блаженного и Кремль. В дневнике говорится о том, что день был дождливым, но никаких упоминаний о юбилее Филарета в нем нет. Это и естественно: 5 августа, по дневнику Кэрролла, то есть третий день его пребывания в Москве, был еще весьма далек от юбилея. Вот еще пример: в газете сообщалось, что 22 июля Ее Императорское Величество получила в Ливадии от Московского генерал-губернатора телеграмму с поздравлением по случаю дня тезоименитства. Вот что мы находим в дневнике Кэрролла о дне приезда в Москву 3 августа: «Пять или шесть часов мы бродили по этому чудесному городу, городу белых и зеленых крыш; конических башен, вырастающих одна из другой, подобно коленам складной подзорной трубы; огромных позолоченных куполов, в которых, словно в зеркале, отражаются в искаженном виде картины города; церквей, выглядящих снаружи как заросли причудливых кактусов (одни «побеги» увенчаны луковицами с шипами, другие – синими, третьи – красными и белыми куполами), а внутри сплошь увешанных иконами, лампадами, красочными картинами во всю стену, до самой крыши; наконец, мостовых, изрытых ухабами, словно вспаханное поле, и извозчиков, настаивающих на особой плате в 30 копеек сверх положенного – «ради праздничка» (дня рождения императрицы)» 3. Действительно, 3 августа нового стиля, то есть 22 июля по старому, и праздновалось тезоименитство (именины) императрицы Марии Александровны. Разницу в датах по старому и новому стилям необходимо иметь в виду при изучении дневника Кэрролла в соотнесении с российскими материалами <…>

В. Лобанов не смог найти в Томске книгу воспоминаний о Леониде, которую написал его друг, также видный деятель церкви епископ Харьковский Савва. (Савва был предшественником Леонида на посту викария Московской епархии.) Я нашел эту книгу: это «Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском» Саввы, епископа Харьковского (Харьков, 1877). Просматривая эту книгу, я обнаружил много интересных материалов, которые послужили этапом дальнейших исследований. Савва, в частности, писал:

  1. Ю. А. Данилов, Льюис Кэрролл в России. – «Знание – сила», 1974, № 9.[]
  2. Письмо В. Лобанова к автору этих строк от 7 марта 1995 года. Цит. по ст.: А. Беляев, Профессор Московской духовной академии П. С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном. – «Богословский вестник», 1912, № 9, с. 169.[]
  3. Lewis Carroll, The Journal of a Tour in Russia in 1867. – In: «The Russian Journal and Other Selections from the Works of Lewis Carroll». Ed, and with an Introduction by John Francis McDermott, London, 1977, p. 92-93. Здесь и ниже переводы из дневника Кэрролла сделаны Н. Демуровой.[]

Цитировать

Рушайло, А. По следам Льюиса Кэррола в России. Заметки библиофила / А. Рушайло // Вопросы литературы. - 2000 - №4. - C. 224-233
Копировать