По следам Гашека
А. Дунаевский. Иду за Гашеком, Военгиз, М. 1963, 152 стр.
Случилось так, что годы жизни Ярослава Гашека, проведенные в русском плену, а затем в рядах Красной Армии, имеющие решающее значение для его творчества, – до недавнего времени оставались в тени. Обидно было вдвойне. Ушел на фронт мировой войны талантливый мастер сатирической миниатюры, а в 1920 году вернулся в Прагу человек, прошедший большую школу политической борьбы, зрелый и глубокий художник, который сразу же приступил к работе над швейковской эпопеей. И произведение было нацелено не только против Австро-Венгерской монархии, но и против всех лживых свобод буржуазной демократии. В эти-то годы (1915 – 1920) и сформировался внутренне создатель бессмертной книги.
Как это время прожито Гашеком? Как шло превращение талантливого юмориста в гениального сатирика?
На первый из этих непростых вопросов стараются ответить многие энтузиасты, по крупицам собирающие сведения о писателе, – москвичи, волжане, сибиряки, ленинградцы, не говоря уже о чехословацких исследователях. Много сил, энергии потратил автор книги «Иду за Гашеком» А. Дунаевский, чтобы пройти по следам писателя. Он побывал почти во всех местах, куда судьба забрасывала Гашека в России, – на Украине, в Прибалтике, Поволжье, Урале, Зауралье, Западной и Восточной Сибири… С любовью собирал он документы, фотографии, воспоминания очевидцев – все, так или иначе связанное с жизнью Гашека.
И все-таки, читая книгу о Ярославе Гашеке, все время испытываешь чувство неудовлетворенности. Почему? Невольно вспоминаются слова аннотации: «книга… написана в жанре литературного поиска». Но каковы бы ни были аспекты литературного поиска, он заканчивается удачей только тогда, когда за дело берется не просто влюбленный в своего героя исследователь, но искатель, у которого влюбленность соединена с культурой литературоведческого анализа, умением проникнуть в творческую лабораторию писателя.
А. Дунаевский много лет шел по следам Гашека, который был для него «многоязычным комиссаром» Красной Армии, журналистом и политработником. Таким и предстает перед нами Гашек со страниц книги.
Но Гашек был не только журналистом и политработником, чехом, боровшимся за Советскую Россию, но большим писателем, формирование которого – и политическое и художественное – проходило именно в эти трудные годы и именно в нашей стране.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.