№7, 1967/Обзоры и рецензии

По пути, открытому Октябрем

И. Анисимов, Новая эпоха всемирной литературы, «Советский писатель», М. 1966, 688 стр.

Эта книга необычайно созвучна нашим дням. Весь мир отмечает полустолетие Октябрьской социалистической революции, ознаменовавшей новую эру в истории человечества. Исследование И. Анисимова «Новая эпоха всемирной литературы» целиком подчинено освещению тех новых путей развития мировой литературы, которые были открыты Октябрем. Книга стала итогом жизни выдающегося советского литературоведа и критика, ушедшего от нас. Ивану Ивановичу Анисимову, многие годы возглавлявшему научный коллектив Института мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР, принадлежала большая роль в исследовании этого знаменательного исторического процесса.
В конце 20-х и в 30-е годы, когда в полемических боях выкристаллизовывались методологические основы советского литературоведения, определялся круг интересов, формировались взгляды, творческие и исследовательские принципы И. Анисимова. Тогда он начал выступать по вопросам развития зарубежных литератур со смелыми и отличающимися идейной принципиальностью работами.
В годы, следовавшие за второй мировой войной, И. Анисимов явился организатором больших коллективных исследований, в которых рассматривались важнейшие закономерности развития литературы в современную эпоху, идейное и художественное новаторство советских литератур. Широко известны работы И. Анисимова по сложным и острым идейно-эстетическим вопросам. У нас свежи в памяти его содержательные выступления на научных конференциях и дискуссиях.
Чрезвычайно важна для советского литературоведения проблематика книги И. Анисимова. Здесь освещаются коренные вопросы филологической науки: как отразилась эпоха Октябрьской революции в сознании и творчестве крупнейших мастеров искусства; какова взаимосвязь между историей и ее художественным осмыслением; какова диалектика развития противоборствующих культур в современном мире. В книге прослеживаются магистральные линии современного литературного процесса – прогресс социалистического реализма, углубление критического реализма как эстетической системы и на этом фоне – идейный и художественный упадок буржуазной культуры.
Работа И. Анисимова интересна и привлеченным в ней историко-литературным материалом, и обобщающими выводами. Книгу пронизывает партийная страстность и горячая заинтересованность в расцвете всего прогрессивного, революционного в художественном творчестве.
«Всего полвека насчитывает история новой эпохи, но это годы невиданно глубоких, небывало стремительных изменений во всемирной литературе. Изменения эти, представляющие начало всеобъемлющей трансформации, которая завершится после победы коммунизма на всей нашей планете, настолько значительны, что следует говорить о новой эпохе всемирной литературы». Эта мысль, высказанная в начале исследования, дает представление о его главной направленности. Прослеживая истоки могучего подъема революционной реалистической литературы, И. Анисимов обращается к примеру таких крупнейших художников начала века, как А. Франс, Р. Роллан, Э. Верхарн, Дж. Лондон. В особом свете предстает в этот период роль Горького. «Лишь Горькому удалось достигнуть той цели, к которой стремились писатели Запада и Америки, – пишет И. Анисимов, – он создал «Мать» – социалистический революционный роман, сделавшийся исходным моментом великого современного движения…».
Октябрьская революция, раскрыв новые горизонты, оказала глубочайшее воздействие на передовые умы. Это влияние укрепляло революционное начало в творчестве писателей, которые уже прошли большой жизненный путь, подобно Франсу, Шоу, Роллану, Г. Манну, оно ориентировало новые силы, приходившие в литературу различных стран. В этом плане И. Анисимов исследует творчество Барбюса, Рида, Драйзера, Роллана, Бехера, О’Кейси, Арагона, Пуймановой, Лу Синя, Тагора, Хемингуэя. «Революция в умах» наиболее ярко раскрыта в главах «Барбюс и «Кларте», «Ромен Роллан в годы борьбы».
Романы «Огонь» и «Ясность», страстная боевая публицистика Барбюса, ставшего в конце и после войны организатором антиимпериалистических сил, особенно подробно исследуются в книге.
Как важнейшие вехи, обозначающие новый этап художественного развития человечества, оценивает И. Анисимов «Мать» Горького и «Огонь» Барбюса: «И раньше произведения всемирной литературы приобретали казавшееся безграничным влияние, но не будет преувеличением сказать, что ничего подобного тому значению, которое приобрели «Мать» и «Огонь», историку еще не приходилось никогда наблюдать. Такого всеобъемлющего авторитета в широчайших массах, такого подлинно всенародного признания и распространения еще никогда не достигали повести и романы, может быть по той причине, что произведения литературы никогда еще не несли в такой открытой форме идею социалистического преобразования мира».
Рассматривая приход великих мастеров культуры в лагерь революции как самую «патетическую особенность литературы XX века», автор пишет о том, сколь различны были их пути. Ромен Роллан шел через мучительное и мужественное «прощание с прошлым» – от позиции «над схваткой» и «Декларации независимости…» к революционному пролетариату, «к радостному чувству нового». «Прощание с прошлым» Ромена Роллана, подчеркивает И. Анисимов, – «это потрясающая своею искренностью, мужеством, силой заключенной в ней мысли картина революционных изменений, совершающихся в сознании великого писателя». Бернард Шоу, писатель уже сложившийся и получивший широкую известность, под влиянием идей социализма и революционной действительности XX века испытал могучий духовный подъем. Анализируя пьесы Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Назад к Мафусаилу», «Святая Иоанна», «Горько, но правда», «На мели» и другие, И. Анисимов делает вывод: «И хотя Шоу не выходил за пределы горького сарказма и не изображал людей, созидающих новый мир, вся эта великая работа разрушения была сделана им во имя будущего, которому он всегда расчищал путь».
В главе «Путь, проложенный Драйзером» автор в острой полемике с соотечественниками американского писателя защищает этого художника от критики, старающейся исказить его облик, «приспособить… к уровню буржуазной литературы, разъяв все связи его творчества с прогрессивными силами Америки, с оплодотворяющими его идеями народности, социализма и революции». В труде советского исследователя Драйзер предстает как художник, всем сердцем принявший социалистическую революцию и прокладывавший американской литературе новый путь – к социалистическому реализму.
Характерный для современной эпохи процесс ломки творческого сознания И. Анисимов определяет как процесс чрезвычайно широкий и сложный, связанный нередко с драматизмом писательских судеб. «Начиная с 20-х годов, – пишет автор книги, – все чаще встречается такое явление: авторы и произведения, внешне никак не связанные с революцией, даже чуждые ей, поднимаются на такой уровень реализма, последовательной критики буржуазного общества и беспощадного разоблачения, что невозможно обособить таких авторов и такие произведения от процесса революционных изменений, охвативших мир». Убедительны подробно рассматриваемые автором примеры, касающиеся Р. Олдингтона, Ш. Андерсона, Д. Стейнбека и ряда других писателей.
И. Анисимов внимательно прослеживает две линии современного литературного развития, два противоположных его полюса. На одном – стремительный идейный и художественный рост писателей, связавших свои надежды с социалистическим преобразованием мира; на втором – распад литературы, лишенной высоких гуманистических идеалов. Трудно не согласиться с выводом о том, что главным средоточением передовых сил всемирной литературы после Октября было направление критического и особенно социалистического реализма. «Социалистический реализм и современная литература» – одна из наиболее важных и острых глав книги.
Соглашаясь с утверждениями автора, касающимися роли реализма, следует заметить, что в разделах книги остался неосвещенным вопрос о различных эстетических оттенках прогрессивной и революционной литературы XX века. Мы не встречаем здесь характеристики некоторых форм революционного «авангардизма», которые играли немаловажную роль в прогрессивном развитии отдельных национальных литератур в особенности в 30-е годы.
Трудно вместить в краткую рецензию характеристику всего научного и идейного богатства книги И. Анисимова. Но нельзя не сказать о важном месте, которое занимают в ней вопрос о значении ленинских идей для развития современной художественной культуры, об отношении В. И. Ленина к творчеству многих выдающихся зарубежных художников. Здесь тщательно собраны многочисленные свидетельства, характеризующие большой интерес вождя социалистической революции к тем сдвигам, которые происходили в сознании писателей и в развитии мировой литературы.
В числе многих других важных тем книги – возникновение интернационального движения писателей после Октября, роль международных писательских организаций и конгрессов в борьбе против империалистической реакции и фашизма, в защите художественной культуры.
Одна из отличительных черт работы И. Анисимова – ее полемичность. Автор выступает против буржуазных фальсификаторов, стремящихся в кривом зеркале представить творчество крупнейших художников, принизить их роль, односторонне обрисовать современный процесс.
Историко-литературное исследование в этом труде неотделимо от теоретических выводов и обобщений. Наиболее ярким примером слияния этих двух аспектов может служить глава «Иоганнес Р. Бехер». Материалы творческой биографии этого крупного художника и мыслителя дают основания для интересных общеэстетических выводов – о связи традиции и новаторства, национальном и интернациональном в поэзии.
Опыт Бехера, высказавшего мысль о том, что «новое искусство никогда не начинается с новых форм, новое искусство всегда рождается с новым человеком», его знаменитая поэтико-теоретическая тетралогия убеждают в том, что вся деятельность этого человека явилась «продолжением и развитием того, что совершено было для теории социалистического реализма Горьким».
«Новая эпоха всемирной литературы» оставляет впечатление книги, написанной на одном дыхании, хотя в ней и объединены главы, созданные не по единому плану и в течение ряда лет (отсюда повторение некоторых мотивов в разных главах). Книга проникнута пафосом утверждения, огромной верой в силу и неодолимость движения, рожденного социалистической революцией, идеалами коммунизма.

Цитировать

Трущенко, Е. По пути, открытому Октябрем / Е. Трущенко // Вопросы литературы. - 1967 - №7. - C. 220-223
Копировать