№2, 1982/Теория литературы

По лицензии алхимиков

Прежде всего автор должен заметить: он ничего против средневековых алхимиков не имеет. Тех самых алхимиков, которые безуспешно пытались синтезировать золото, «философский камень», «эликсир жизни» и прочую, как уже доказано, ерунду. Что возьмешь с этих самоотверженных мучеников? Жили они в темное, в суеверное время и всего боялись: нечистой силы, которую зазывали в свои кельи-лаборатории, бдительных ревнителей христианства, могущественных сеньоров, заказы которых чаще всего тщетно пытались выполнить… Кроме того, находясь от алхимиков на порядочной исторической дистанции, автор понимает, что без их блужданий и слепого энтузиазма не существовало бы вообще теперешней науки. Алхимики были, так сказать, первыми.

Однако автор скептически относится к тем, кто сегодня из фанфаронства или по другим каким причинам «высшего порядка» подражает средневековым ученым, играет в алхимиков.

Эти личности готовы синтезировать все что угодно: математику и изящную словесность, искусствознание и физиологию, бионику и эстетику… Они полны решимости найти россыпи «философских камушков» – перлов знания. А подогревает эту решимость страстное желание установить долгожданный «мир» между наукой и искусством, учеными и художниками. Любой здравомыслящий человек не станет возражать против идеи налаживания дружелюбных контактов между так называемыми «двумя культурами». Другой вопрос – осуществима ли эта идея в условиях буржуазной культуры, разъедаемой противоречиями и склоками. Пропасть, трещина тектоническая – между западной научно-технической и художественной интеллигенцией. И «пропасть» эта, по авторитетному свидетельству Филипа Хэндлера, президента Национальной Академии наук (США), «расширяется несмотря ни на что», а на смену «надеждам о наведении мостов пришли теперь (взаимное) недоверие и отчужденность» 1.

Горечь слышится в словах Хэндлера. Горечь и безнадежность. Но Хэндлер за порядок в «зоне умонастроения» ответственности не несет. Это дело идеологической службы, регулирующей «производство и распределение мыслей своего времени» 2. А ей конфликт между интеллигентами тоже ни к чему: и без того хватает забот сегодня, когда с новой силой «обострились внутренние противоречия в странах капитала» 3.

Вот почему изыскиваются сравнительно недорогие и в то же время достаточно эффективные идеологические методы и материалы для засыпки «пропасти», уничтожения ее.

Предлагается разное. К примеру, научная фантастика. Известный американский литератор Артур Кларк рекомендует её как вполне надежную и выносливую субстанцию для означенных целей4.

Кларк, понятно, иронизирует. Но он не так уж далек от действительности. В качестве наполнителя «(пропасти» не только проектируют, но уже применяют материал, находящийся в довольно-таки родственных отношениях с научной фантастикой, – мистику. Правда, мистику особого рода – синтетическую: онаученную и эстетизированную одновременно.

Для изготовления чудодейственных «гранул» применяются методы самых разных и вполне уважаемых научных дисциплин: психологии, искусствознания, литературоведения, математики, биологии, кибернетики… но только в обязательном взаимодействии с каким-нибудь экзотическим способом раскрытия тайн мироздания: герметизмом, астрологией, спиритизмом… В результате рождается междисциплинарное наукообразное нечто. Проще сказать – псевдонаука.

Необходимо сказать несколько предварительных слов об этом любопытнейшем социокультурном явлении. «Предварительных», потому что разоблачение одного из разрядов псевдонауки, – автор определяет его произвольно, как «синтетическое искусствоиспытательство«, – вторая основная тема очерка, теснейшим образом связанная с первой: взаимоотношением «двух культур».

В западной литературе приводится немало определений псевдонауки5. Но все эти определения схожи между собой, так как, не сговариваясь, подчеркивают главный ее признак: «в большинстве случаев псевдонауки стремятся походить на науку» 6. Причем они «имитируют не только (произвольно) выбранные черты официальной науки, но и стремятся к новому синтезу с (этой) наукой». Чаще всего это «взаимопроникновение западных (естественных. – В. М.) и восточных оккультных наук» или восстановление «доброго имени» какой-нибудь забытой колдовской премудрости: астрология «использует в своей практике кибернетику и статистический анализ» 7.

Кто же движет нынче псевдонауку (вперед или назад – неизвестно)? Кто кормится возле нее? Что представляет из себя – псевдоученый?

Исчерпывающе отвечает на этот вопрос Мартин Гарднер, американский математик, писатель, литературовед (советский читатель знаком с его блестящим комментарием к «Алисе в стране чудес»): «Псевдоученые обнаруживают тенденцию к паранойе: а) они мнят себя гениями; б) они считают своих коллег без исключения невежественными болванами; в) они убеждены, что их несправедливо преследуют и притесняют; г) они обуреваемы страстью атаковать великих ученых и наиболее обоснованные теории; д) у них часто обнаруживается стремление писать на усложненном жаргоне» 8.

Итак, методологические критерии псевдонауки определены, структура личности псевдоученого в общих чертах обозначена. А это во многом облегчает задачу автора, решившего выяснить причины, обстоятельства и результаты процесса алхимизации художественной культуры.

  1. ПОД ЗНАКОМ «БИСОЦИАЦИИ»

Взрывом антинаучных страстей ознаменовались 70-е годы на Западе. И все десять лет подряд обвиняли и обвиняют до сих пор в разжигании этих страстей воинствующую богему и ученых-гуманитариев, которые предпочитают работать «по старинке», а не выводить новые методы путем скрещивания старых.

Моррис Горэн, американский физик, автор книги «Наука и антинаука», став в позу оскорбленной невинности, изрекает: «Писатели обычно выступают в роли снайперов, обстреливающих то или иное научное начинание» 9. И перечисляет…

Оказывается, антинаучное движение берет начало ни больше ни меньше как от Августина Блаженного. Горэн цитирует его прямо-таки с мазохистским удовольствием: «Добрый христианин должен остерегаться математиков и всех тех, кто изрекает пустые пророчества. Опасность заключается в том, что математики заключили договор с дьяволом, чтобы помрачить дух человеческий и увлечь его в ад» 10.

От Августина Блаженного новоявленный энциклопедист проводит, как по линейке, прямую к своему соотечественнику – залихватскому фельетонисту Уильяму Бакли, автору статьи под названием «Научная объективность приводит к абракадабре». Бакли сравнивает ученых не с кем-нибудь, а с «ангелами Ада» 11.

Ничего особенно нового в обличительных материалах, аккуратно собранных и подшитых Горэном, нет. В художественной литературе, к примеру, издавна существовала традиция насмешки, даже глумления над наукой и ее людьми. Еще Аристофан издевался в комедии «Облака» над Сократом и его учениками, комплексно решающими проблему комариного пения: «Пищит комар гортанью или задницей?» Свифт зло высмеял членов Королевской Академии наук, особенно математиков и астрономов, изобразив их в обличье рассеянных до абсурда лапутян. При этом он не пощадил даже великого Ньютона, хотя прямо его не назвал. Гофман пошел еще дальше: двум участникам карикатурной дуэли на «зрительных трубках» из «Повелителя блох» он присвоил имена знаменитых естествоиспытателей Левенгука и Сваммердама. (Разумеется, современному человеку трудно понять, а тем более одобрить такого рода издевки. Но ведь и великие писатели могли ошибаться в оценке своих не менее великих современников-ученых).

Наряду с насмешкой и издевкой писатели прошлого нередко высказывали предположения, которые в наше индустриальное время осуществляются с поразительной скоростью. Сам Горэн, выступающий в роли адвоката научно-технической элиты, не может не согласиться с этим, когда приводит слова английского литератора второй половины XIX века Джорджа Гиссинга: «Я ненавижу и боюсь науки, потому что, по моему убеждению, она на долгое время, если не навсегда, станет беспощадным врагом человечества. Я предвижу, как она разрушит всю простоту и теплоту жизни, красоту мира, как реставрирует она варварство под маской цивилизации, как затемнит она человеческие умы и ожесточит сердца» 12.

Но особым даром предвидения обладают писатели-фантасты. Причем, удивительное дело, не только крупные, вроде Жюля Верна или Герберта Уэллса, но и средней руки.

Лишь специалисты помнят сейчас американского беллетриста Дэвида Келлера, автора нашумевшего в конце 20-х годов романа «Угроза роботов». Так вот Келлер умудрился провидеть почти все сегодняшние достижения науки и техники: ядерный реактор, электронно-вычислительную машину, телевизор… Но главное, Келлер предсказал расцвет научной фантастики. Причем он назвал ее «способом выражения» не только «надежд человечества», но и вполне резонных опасений: «Научная фантастика позволяет показать жуткие возможности науки будущего, если она (наука. – В. М.) не будет использована разумно. Наука, отделенная от истинного гуманизма, становится угрозой для общества, ужасным чудовищем» 13.

Опасение, высказанное Келлером, оправдалось точно так же, как осуществились все другие его пророчества. Наука на Западе действительно все более утрачивает гуманистическое начало, становится символом чего-то непонятного, страшного, давящего. Она используется буржуазной идеологией в качестве некоего идола, которому надобно бездумно поклоняться и безропотно приносить жертвы. Только в отличие от жрецов, обслуживающих фетиш – раскрашенную деревяшку или скелет рыбы, в руках ученых заключено подлинное могущество, от которого сегодня зависит вопрос жизни или смерти рода людского.

Страшнее всего, что западные ученые в большинстве случаев безропотно передают это могущество в руки беспринципных политиков, спешащих удовлетворить свои властолюбивые амбиции. «Самое худшее, что можно сказать о современной науке, – бросает в невозмутимую физиономию научно-технической элиты современный английский поэт Роберт Грейвс, – это то, что… она вынуждена подчиняться власти Мамоны». Под Мамоной подразумевает Грейвс не что иное, как «международные финансовые круги, контролирующие все рынки и все правительства» 14.

Те же самые круги заинтересованы в том, чтобы завербовать художника, заставить его служить своим интересам или хотя бы превратить в «пассивного нейтрала» 15. Один из самых распространенных способов добиться этой цели – противопоставить художнику ученого-естествоиспытателя как модель современного и совершенного творца. Разработана целая программа такого противопоставления. Осуществляется она буржуазной идеологией с помощью «своих людей», «резидентов» в мире прекрасного, тех, кто придерживается сциентистских убеждений и потому стремится онаучить искусство, сделать его более жизне- и боеспособным, эффективным инструментом пропаганды и агитации.

Усилия сциентистов даром не пропадают. Французский искусствовед Мишель Роган с тревогой констатирует: «На Западе, где искусство находится на подозрении у буржуазного отчуждения, все хотят выглядеть «онаученными». Архитекторы хотят, чтобы их считали инженерами, художники – технологами, социологи предпочитают заниматься «наукой о человеке» 16.

Сциентисты, особенно те из них, кто занимается беспорядочным скрещиванием точней науки и искусства» используют в качестве «неотразимого» доказательства правоты своего дела измеряемость научного феномена в противовес не поддающемуся: математическому расчету явлению художественному. На этом основании делается вывод об обязательном, продиктованном эпохой бурного развития науки и техники, синтезе научного опыта и художественного образа. Сциентисты убеждают сомневающихся: такое скрещивание только обогатит искусство. В противном случае, угрожают они, искусство вряд ли сохранит себя в будущем как культурная ценность. Поэтому художнику и искусствоведу, когда в мягкой и вкрадчивой, а когда и в достаточно жесткой форме, рекомендуют брать пример с «любимцев атомного века» – ученых. В подтверждение своих слов предлагают какую-нибудь модель «единой теории творчества» – позамысловатей. Какую-нибудь – потому что таких моделей много.

Вот одна из них. Автор ее – ныне проживающий в Англии Артур Кестлер, личность многомерная, многорядная, многоуровневая: писатель, философ, психолог и вдобавок – служащий (на договорных началах) идеологического ведомства.

Кестлер не особенно вдается в «кухонные дрязги» между «двумя культурами». Он мыслит шире, масштабнее. Он сразу берет быка за рога: нужна общая теория творчества, иначе никогда не договориться между собой ученым и художникам, иначе никогда не достигнуть согласия и стабильности в социокультурной среде. Для начала Кестлер предлагает некий инструмент, рычаг, с помощью которого можно сдвинуть с места и приблизить друг к другу противные стороны. Это так называемая «бисоциация»: «внезапный скачок творческого воображения, способствующий установлению связи между двумя никак до этого не связанными идеями» 17. Бисоциация характерна как для научного, так и для художественного творчества: Уильям Гарвей сравнивал ручной насос с рыбьим сердцем, а в «Песни песней» шея Суламифь метафорически сопоставляется с башней из слоновой кости (примеры Кестлера).

Отсюда вытекает такое соображение: если можно сравнивать между собой столь различные феномены, то почему нельзя провести параллель между искусством и наукой? В результате, убежден Кестлер, будет достигнут долгожданный и, конечно же, равноправный синтез «двух культур».

Равноправный? Как бы не так: равноправием здесь не пахнет. Ставя знак тождества между научным и художественным творчеством, Кестлер на самом деле подчиняет второе первому. А все эти разглагольствования о равенстве, синтезе, «общей теории творчества» – для отвода глаз.

Те, кому хорошо известен «творческий путь» Кестлера., вряд ли поверят в серьезность еконамерений по организации диалога, а тем более полного и абсолютного примирения «двух культур». Кестлер попросту фарисействует. Ведь человек он достаточно просвещенный, прекрасно знаком с самыми разными философскими системами (марксизмом в том числе) и потому наверняка знает, что не какие-нибудь там эвристические, а социальные причины лежат в основе конфликта между учеными и художниками в буржуазном обществе. Но в силу идеологической завербованности своей он и не может допустить, чтобы представители двух интеллигентских группировок занимались изысканием и анализом социальных подоплек. Вот почему и приглашает Кестлер этих представителей побродить рука Об руку по «таинственным лабиринтам»психологии творчества.

В своей книге «Дух в машине» Кестлер составил следующую «бисоциативную пару»: всадник – интеллект, наука; лошадь – эмоция, искусство. Но пара эта вот-вот грозит распасться: всадник что есть силы стремится удержаться в седле, а норовистая лошадь пытается сбросить седока, да еще ударить его, бедного, копытом. «Быстрое развитие науки, – горюет Кестлер, – создало среди интеллектуальной элиты, пожалуй, слишком оптимистическую веру в непогрешимость Разума, в ясность, безмятежность, кристальность мира с транспарантами атомных структур, в мир, в котором не было места для тени, сумерек, мифа… Никто не предвидел, что Век Разума закончится величайшей в истории эмоциональной паникой оттого, что всадник окажется под лошадью…» 18 Под «эмоциональной паникой» подразумевает Кестлер революцию, социальный переворот, нарушение разумного, раз и навсегда данного порядка, ломку общественных структур…

Как сделать, чтобы всадник – научно-технический прогресс – быстро и без помех скакал вперед? Первым делом, считает Кестлер, надо успокоить, вернее, усмирить лошадь, научиться управлять ею. С чего здесь следует начать? С онаучивания искусства? С него самого: надо, чтобы лошадь и всадник составили единую систему, работающую по универсальным (так считает Кестлер и иже с ним) законам творческого мышления.

Какие это законы? Самые разнообразные. Сколько теорий творчества – столько и законов. Взять хотя бы построение известного американского психолога Д. Гилфорда. Конструкция эта в ученой среде фигурирует под именем «Системы моделирования унифицированного творческого процесса». Пышное и многообещающее название. Гилфорд исходит из ультрадемократического тезиса о том, что творческим даром отмечены не только гениальные или просто талантливые личности, а все люди подряд. Поэтому не следует тратить время и усилия на анализ, конечно же трудоемкий, какой-нибудь выдающейся личности, а надлежит изучать особенности, «запрограммированные» природой в человеке, «который не обязательно выделяется из своего окружения по каким-либо творческим данным» 19.

Первым делом созидает Гилфорд «модель структуры интеллекта». Она поможет прояснить представление о природе универсального творческого процесса, поскольку во всеобъемлющую структуру интеллекта входит все на свете, в том числе творческий потенциал. Строительство многообещающей модели начинает Гилфорд с того, что чертит три оси, – модель, стало быть, трехмерная. На одной оси откладываются «мыслительные операции». К ним Гилфорд относит: познание, запоминание, мышление, оценку… Вторая ось предназначена для перерабатываемого «материала» визуального или вербального свойства. Третья отводится для так называемых «продуктов мыслительного процесса». Это: информации, трансформации, отношения, импликации и пр. Как полагает Гилфорд, его трехосная модель создана в соответствии с кибернетическими канонами. Вообще она, по замыслу ее создателя, должна вызывать воспоминание о человеческом мозге как «процессоре информации». А это очень выгодно для исследователя психологии творчества, так как во многом облегчает его труд: позволяет рассматривать творческий процесс с точки зрения всеуниверсальнейшей теории информации.

Но «работает» ли модель Гилфорда? А если работает, то какие практические результаты дает? Или хотя бы – к каким выводам приходит Гилфорд на основании откладывания на осях всех этих «продуктов», «отношений», «импликаций»? Вывод такой: нет автономных процессов творчества, нет порознь научного и художественного или какого-нибудь еще творчества. Оно, творчество, едино и неделимо, потому как и у писателя, и у инженера-программиста, и у конторщика, и у продавца спичек, подметальщика улиц, политика и пр. творческий процесс протекает одинаково. Он сводится к проявлению (в большей или меньшей степени) шести способностей: беглости мышления, беглости аналогий и противопоставлений, экспрессивной беглости, или способности быстро составлять фразы, спонтанной гибкости, или способности творческой личности мгновенно переключаться с одного класса творимых или воспринимаемых объектов на другой, так называемой адаптационной гибкости, в просторечии – оригинальности, способности придавать вербальной или визуальной информации задуманную форму.

Но разве отражают все эти наукообразно определенные, шесть способностей сложнейшую специфику художественного творчества? Кто спорит, интеллект – важнейший фактор творческого процесса художника. А другие, не менее значительные факторы: интуиция, воображение, эмоциональные и субъективные особенности, присущие каждой отдельной личности? Для них почему-то на гилфордовских осях места не нашлось. Оно и понятно: оттенки и особенности художественного творчества графически изобразить, а тем более измерить – вряд ли вероятно. И, как правило, моделирование творческого процесса художника оборачивается на практике сооружением прокрустова ложа, основанием коего служит станина электронно-вычислительной машины.

Но сциентисты упорно держатся за свои альфу и омегу – метрические приемчики. Еще бы: время такое, эпоха научно-технической революции, когда каждый индивид ощущает на себе мощное ее вихревое движение. А дело-то совсем не в НТР. Это действительно эпохальное явление в истории человечества нередко служит, к сожалению, удобной маскировочной сетью псевдоучености. Графики, формулы, головокружительные числа создают иллюзию точности, масштабности, громадности научного кругозора: общая, универсальная, единая теория творчества, – ничего не скажешь, звучит!

Однако применение метрических методов для проникновения в душевные глубины творческой личности – палка о двух концах. Бывают случаи, когда полученный результат неожиданно противоречит искомому. И самое неприятное для сциентистов, что выходит так из-за той самой объективности, которую они прославляют на всех перекрестках и стыковочных пунктах научного, а вернее, псевдонаучного знания.

Коллега и соотечественник Гилфорда – Фрэнк Бэррон взялся экспериментальным путем доказать, что, «в сущности, исключая специфику писательского труда, творческий писатель не отличается от творческого индивида в любой другой области» 20. Вместе со своими сотрудниками из Калифорнийского университета Бэррон обследовал группу испытуемых, состоящую из пятидесяти шести писателей-профессионалов. Писатели были разными и по творческой индивидуальности, и по характеру своего творчества, и просто по человеческому характеру. Но Бэррон ухитрился-таки провести классификацию (какой же научный поиск без классификации?). 50 процентов из числа обследуемых «были широко известными авторами и отличались высокой степенью оригинальности и творческой способности». Остальные были просто «продуктивными» авторами, чьи произведения пользовались успехом у публики, однако «выдающимися по творческой способности их все же нельзя было назвать» 21.

Прежде чем произвести отбор этих пятидесяти шести творческих личностей, Бэррон справился у экспертов – маститых литературоведов. Словом, все делалось в соответствии с методикой конкретного социально-психологического анализа. Но что все-таки заставило Бзррона остановить свой выбор – именно на писателях, а не на какой-нибудь другой категории художественных интеллигентов? Примечательно, что называет он те самые причины, которые заставляют власть имущих привлекать художников, и беллетристов в первую очередь, к идеологическому служению. «Писатели, – пишет Бэррон, – были выбраны для эксперимента по нескольким причинам. Во-первых, литературное сочинительство – наиболее распространенная и широко понимаемая форма коммуникации, творческой интерпретации и опыта. Во-вторых, социальная роль писателя в области распространения информации и его влияние на общественное мнение и формирование общественного вкуса чрезвычайно велики. Наконец, сам литературный язык значит так много для выражения достижений культуры, что изучение различных аспектов его использования в любой специальной области открывает широкие перспективы для использования творческих возможностей во всей системе культуры» 22.

Одна из главных задач, которую Бэррон ставил перед собой и своей группой, заключалась в том, чтобы выяснить «структуру творческой личности писателя», соотнести его творческие особенности с личностными аспектами, а затем сравнить эти самые творческие способности с творческими данными представителей других социальных групп интеллигенции: физиков, офицеров, архитекторов, живописцев и пр.

Применены были самые распространенные психометрические методы. Так, по «шкале Термена» (оценочная шкала, специально используемая для диагностики творческой одаренности) писатели вдруг получили очень высокую оценку -156.

  1. »Science News», 1977, v. 111, N 8, p. 122. []
  2. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 3, с. 46.[]
  3. Л. И. Брежнев, Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики, М., Политиздат, 1981, с. 4.[]
  4. »Science News», 1977, v. Ill, N 8, p. 123. []
  5. J. Rostand, Science fausse et fausses sciences, P., 1958.[]
  6. «Sociology of the sciences. Yearbook», 1979, v. 3, p. 15.[]
  7. »Sociology of the sciences. Yearbook», 1979, v. 3, p. 15. []
  8. Ibidem, p. 74.[]
  9. M. Goran, Science and Anti-Science, Michigan, 1974, p. 23.[]
  10. Ibidem, p. 15.[]
  11. М. Goran, op. cit, p. 26.[]
  12. Ibidem, p. 23.[]
  13. Цит. по: J. Sadoul, Histoire de la science-fictoin moderne, P., 1973, p. 76.[]
  14. Цит. по: М. Goran, op. cit., p. 24.[]
  15. «Художник и общество», М., «Художественная литература», 1980, с. 41.[]
  16. »Cultures», 1976, v. III, N 3, p. 137. []
  17. »Diogenes», 1977, N 100, р. 103. []
  18. Цит. по: Эмилия Глаголева, Эстетика антиразума, М., «Искусство», 1972, с. 27 – 28.[]
  19. J. Guilford, Intelligence, creativity, and educational implications, San-Diego, 1968, p. 95.[]
  20. F. Barron, Creativity and Personal Freedom, Princeton, 1968, p 249.[]
  21. Ibidem, p. 235.[]
  22. F. Barron, op. cit., p. 238.[]

Цитировать

Молчанов, В. По лицензии алхимиков / В. Молчанов // Вопросы литературы. - 1982 - №2. - C. 141-169
Копировать