№8, 1964/Заметки. Реплики. Отклики

По биттерфельдскому пути

Пять лет назад, весной 1959 года, на крупнейшем химическом комбинате ГДР в Биттерфельде произошло событие, имевшее огромное значение для судеб современной немецкой культуры и литературы. Впервые в истории Германии собрались вместе руководители партии и правительства, писатели, художники, композиторы, работники издательств и редакций, представители рабочих бригад социалистического труда, чтобы обсудить вопросы дальнейшего развития литературы и искусства Германской Демократической Республики. Принятые на этой конференции решения, целью которых было всемерное содействие расцвету новой литературы и искусства, получили название «биттерфельдского пути».

Итоги развития искусства и литературы ГДР за последние пять лет были подведены на проходившей в конце апреля нынешнего года II Биттерфельдской конференций, которая наметила также новые задачи, стоящие перед немецкими писателями и деятелями культуры. В работе конференции, широко освещавшейся прессой1, приняли участие Первый секретарь ЦК СЕПГ и Председатель Государственного Совета ГДР тов. В. Ульбрихт, руководитель Идеологической комиссии ЦК СЕПГ, член Политбюро ЦК СЕПГ тов. К. Хагер, кандидат в члены Политбюро ЦК СЕПГ тов. З. Зиндерман, министр культуры ГДР тов. Г. Бентцин, члены Государственного Совета и правительства ГДР, а также представители посольств ряда «социалистических стран.

После краткого вступительного слова тов. К. Хагера, отметившего большие успеха социалистической национальной культуры ГДР за годы, прошедшие после I Биттерфельдской конференции, с большим докладом выступил министр культуры ГДР тов. Г. Бентцин.

Докладчик отметил возросший интерес широких народных масс Германской Демократической Республики к искусству и литературе. Все более широкие круги немецких трудящихся принимают участие в обсуждении творческих вопросов литературы и искусства, во встречах с писателями и художниками. «Никогда прежде в Германии не было таких тесных связей искусства с трудящимися, как в нашей республике», – подчеркнул докладчик, отметив большую заслугу в этом немецких писателей и художников старшего поколения, подлинных мастеров социалистического реализма. Литература Германской Демократической Республики уделяет пристальное внимание проблемам современной жизни. Образы новых героев, строителей социализма в городе и деревне, начинают занимать ведущее место в произведениях немецких писателей.

Резкой критике подверг докладчик попытки исказить роль и значение советской литературы и искусства в недалеком прошлом. «Несмотря на догматическое воздействие культа личности, – подчеркнул Г. Бентцин, – советская литература и искусство продолжали развиваться».

В заключение своего доклада министр культуры призвал к установлению более тесного сотрудничества между деятелями искусства и партийными и государственными работниками ГДР. «Должно стать твердым принципом, – сказал он, – чтобы руководящие партийные и государственные органы помогали художникам и писателям принимать участие в самых интересных областях политической работы».

Выступивший на конференции известный писатель Эрвин Штриттматтер на основании своего творческого опыта рассказал о трудностях работы над художественным произведением. Эти трудности часто проистекают из-за неумения справиться с богатым жизненным материалом, отобрать из него лишь самое важное и необходимое. «В наше время великих перемен материал для писателя буквально валяется на улице, – заметил Э. Штриттматтер. – Но материал это еще не костюм». Чтобы побудить читателя к размышлениям, к активным действиям, необходима упорная и кропотливая писательская работа. В задачу писателя «не входит раздача снотворных таблеток для блаженного успокоения» своих читателей. Он должен стремиться обострить их слух, чтобы они могли различать самые тонкие нотки человеческой жизни. Писатель обязан помогать тому, чтобы «мышление стало первым гражданским долгом».

Говоря о недостатках литературной критики, Э. Штриттматтер обратил внимание на то, что нередко критики в своих оценках художественного произведения не считаются с особенностями жанра. Так, например, к небольшому рассказу предъявляются иногда такие требования, удовлетворить которые писатель мог бы лишь в том случае, если бы вместо этого рассказа написал целую трилогию. Если рассказ увлек читателя, пробудил в нем активные чувства, дал ему возможность насладиться хорошим, сочным языком и кое-что понять, значит, автор этого рассказа выполнил свою задачу. Рассказ не должен быть «одновременно историческим исследованием, социологическим справочником, иллюстрацией к решениям и учебником в прямом смысле этого слова».

Поэт Куба напомнил в своем выступлении о классовом характере искусства.

  1. »Neues Deutschland», 25, 26, 27, 28. IV. 64. []

Цитировать

Стеженский, В. По биттерфельдскому пути / В. Стеженский // Вопросы литературы. - 1964 - №8. - C. 180-185
Копировать