№6, 2003/Мозаика

Письма Ирины Ильиничны Эренбург

Еще в доме Ильи Эренбурга на улице Горького я познакомился с его дочерью. Потом, после смерти Ильи Григорьевича (1967), а затем и его жены Любови Михайловны Козинцевой (1970), бывал в кабинете писателя, перевезенном в квартиру Ирины Ильиничны на Красноармейской улице. Ирина Эренбург была дружна с отцом и до самой своей кончины, три десятка лет, занималась его делами. Я переписывался с ней, посылал все свои публикации по Эренбургу. В 1989 году по моей просьбе она позволила опубликовать в «Звезде» (впервые в России) роман И. Эренбурга «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца» (N 7 – 9, со статьей-послесловием А. Рубашкина). В течение двадцати лет, с 1967 по 1987 год, И. И. Эренбург делала безуспешные попытки добиться нового издания мемуаров своего отца.

Из многих ее писем я отобрал несколько. В них, мне кажется, отразилось время, названное «застойным», и роль некоторых литературных чиновников в укреплении режима, который еще боялся эренбурговских мемуаров. В этих письмах проявился и характер дочери Эренбурга.

 

1

28/1 [1981]

Уважаемый Александр Ильич!

Спасибо за Ваше письмо, которое я получила именно 27/1. Жду статью. С комиссией: я не знаю, почему ввели Сидорова, Воробьева, Калашникову, почему выкинули Слуцкого и т. д. Но дело не в составе, пока Марков, Верченко и Озеров сказали, что печатать Эренбурга не будут, и письма в Союз писателей и в Госкомиздат Михалков отказывается подписывать. Вот какие огорчительные дела 1.

Бороться-то я буду, но…

Желаю Вам хорошего года.

С уважением, Ир. Эренбург.

 

 

2

16-го апреля [1984]

Уважаемый Александр Ильич!

Извините, что так долго не отвечала. О публикации в «Театре» 2 я ничего не знала. Это уже не в первый раз, когда мне не только не находят нужным сообщить, но и не присылают опубликованный материал. Что я могу сделать? Даже западные издательства поступают не лучше. Я не знаю, где что напечатано.

Стенограммы на вечере памяти Мейерхольда у меня нет, N «Театра» тоже нет. Если бы Вы могли мне прислать копию стенограммы, я была бы Вам очень признательна. Во всяком случае, большое спасибо за проявленное Вами возмущение – я полностью его разделяю. Кстати, в Вашем письме очень неразборчиво написана фамилия человека, к которому Вы советуете написать ## Полагаю, что в письме я мог назвать работавшего в журнале М. Швыдкого. Очевидно, мое тогдашнее беспокойство было связано с мытарствами собственной книги об Эренбурге, выходившей около десяти лет:

  1. В письме упоминаются тогдашние руководители Союза писателей и С. В. Михалков, возглавлявший помимо этого комиссию по литературному наследию И. Г. Эренбурга (о ней сказано в начале письма).

    Те же проблемы затрагивает и следующее письмо.[]

  2. Речь идет о публикации «Он был человеком вдохновения» («Театр», 1984, N 2). Это выступление (стенограмма) И. Г. Эренбурга на вечере в Центральном Доме работников искусств, посвященном 90-летию со дня рождения (1964) Вс. Мейерхольда. Публикация Д. Брудного меня огорчила. В журнале оговаривалось: «Напеч. с сокр.» Это «сокр.» не имело никаких оснований, я судил об этом, зная текст стенограммы.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2003

Цитировать

Рубашкин, А.И. Письма Ирины Ильиничны Эренбург / А.И. Рубашкин // Вопросы литературы. - 2003 - №6. - C. 372-376
Копировать