№3, 1970/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Письма А. Луначарского и И. Скворцова-Степанова к В. Полонскому. Публикация, вступительная заметка и комментарии Э. Гольцевой

«Печать и революция» – журнал литературы, искусства, критики и библиографии издавался в Москве с 1921 по 1930 год. В его редакционную коллегию входили А. Луначарский, Н. Мещеряков, М. Покровский, И. Скворцов-Степанов. Ответственным редактором вплоть до середины 1929 года был В. Полонский (псевдоним Вячеслава Павловича Гусина, 1886 – 1932) – известный публицист, критик, исследователь литературы, автор ряда книг и многих критических статей («М. Бакунин», «Русский революционный плакат», «На литературные темы», «Очерки литературного движения революционной эпохи», «О современной литературе», «Сознание и творчество» и др.).

«Печать и революция» вошла в историю советской журналистики как новый, оригинальный тип издания. «Правда» писала: «Печать и революция» – журнал критико- библиографический, но совсем не в том виде, в каком мы привыкли видеть специальные такие журналы. От узкой библиографии, от мертвой теории он идет к обхвату всех вопросов, концентрирующихся в печати. И этим журнал приобретает огромный интерес» 1.

Программа журнала охватывала широкий круг проблем становления советской культуры, литературы, искусства, критики, библиографии, книгоиздательского дела. Ведущее место в журнале занимали отделы современной художественной1 литературы и истории и теории литературы.

Одну из важнейших своих задач редакция видела во внедрении марксизма-ленинизма в литературную критику, эстетику и историю литературы, в защите марксистского метода от вульгаризации и упрощения.

Однако и сам журнал, особенно в последние годы своего существования, не избежал такого рода пороков. В 1929 году в результате реорганизации он во многом изменил свое лицо, а в 1930 – стал рупором «Литфронта».

А. В. Луначарский и И. Скворцов-Степанов активно сотрудничали и принимали живейшее участие в деятельности редколлегии. На страницах журнала А. В. Луначарский Опубликовал ряд работ, которым придавал программное значение. Среди них статьи «Свобода книги и революция», «Мысли о коммунистической драматургии», «Формализм в науке об искусстве», «Чем может быть А. П. Чехов для нас», «Западная интеллигенция», воспоминания о Ленине, много рецензий. Переписка А. В. Луначарского с В. Полонским велась с 1920 по 1930 год. В письмах А. В. Луначарский делится с редактором «Печати и революции» своими творческими планами, дает советы по изданию журнала, рекомендует темы и авторов, оценивает вышедшие номера. Однако значение публикуемых материалов гораздо шире и многообразнее. Помимо вопросов, непосредственно связанных с изданием журнала, в письмах А. В. Луначарского нашли широкое отражение события культурной жизни внутри страны и за рубежом.

Авторское участие И. Скворцова-Степанова в «Печати и революции» падает в основном на первые годы издания. Он выступил тогда с рядом статей по издательским вопросам, с рецензиями на марксистскую, экономическую литературу, на книги по истории революционного движения, народному просвещению.

Партийная и государственная деятельность, работа, связанная с редактированием «Известий», «Правды» и «Ленинградской правды», заставили его отойти от активного участия в «Печати и революции». Однако до конца своей жизни И. Скворцов-Степанов продолжал внимательно следить за журналом.

Переписка между И. Скворцовым-Степановым и В. Полонским велась с 1925 по 1928 год.

Подлинники писем А. В. Луначарского и И. Скворцова-Степанова к В. Полонскому хранятся в фонде В. Полонского (Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, ф. 1328, оп. 2, д. 132; оп. 3, д. 199).

I

А. ЛУНАЧАРСКИЙ – В. ПОЛОНСКОМУ

14/VI – 1921 г. Дорогой товарищ.

Статью о новой драматургии я напишу Вам непременно на днях, также дам Вам отзыв о Доме искусств, но книгу Богданова я искал повсюду и не мог найти. Я помню, что Вы мне прислали один экземпляр, но у меня кто-то его забрал, да к тому же мне было бы и трудно дать отзыв об этой книге в такое короткое время, отложим его, пожалуй, до третьего номера.

Нарком по просвещению

А. Луначарский.

 

11/I – 1922 г.

Дорогой товарищ.

Если первые две книги редактируемого Вами журнала были очень хороши, то третья прямо превосходна. Я считаю чистейшим удовольствием работать в таком журнале, и будьте уверены, что в 3-м номере не было моей статьи чисто по недоразумению. Я бы, конечно, предпочел дать любую мою статью Вам, чем кому-нибудь другому. Обязательно на днях же напишу для Вас статью и, может быть, пришлю также две-три рецензии.

Во всяком случае я весьма рад, что фамилия моя фигурирует по крайней мере в качестве редактора, хотя бы и фиктивно.

Крепко жму Вашу руку. Ждите статьи.

Нарком по просвещению

А. Луначарский.

 

1/II – 1922 г.

Дорогой товарищ.

Благодаря всякого рода съездам и большому количеству дел, накопившихся за время моего отъезда, я ужасно завален работой, в том числе и необходимыми с точки зрения моего ведомства статьями, тем не менее я постараюсь более или менее аккуратно сотрудничать в симпатичном мне, руководимом Вами журнале. Еще не могу сказать, что мне удастся дать в ближайшем будущем, вернее всего статью «»2. Все номера «» с чрезвычайно любезным письмом Барбюса дошли до меня, и как раз с завтрашнего дня приступлю к их чтению. Их накопилось много, и понадобится 3 – 4 дня (в смысле, конечно, известных промежутков в эти дни), чтобы мне с ними ознакомиться. Кажется, журнал довольно богатый содержанием, и статьи, характеризующие этот наиболее близкий к нам аванпост западноевропейской интеллигенции, представляют известный интерес.

Что касается Вашего предложения выступить в Доме печати с превращенной в реферат статьей моей о театре с последующей дискуссией## В. Полонский был организатором и председателем (1919 – 1923 годы) Дома печати.

  1. »Правда», 19 апреля 1922 года. []
  2. В оригинале название пропущено. Вероятно, имеется в виду журнал «Кларте» («Ясность»; выходил с 1919 по 1928 год). Литературная группа и журнал «Кларте» были основаны А. Барбюсом. В «Кларте» объединились выдающиеся писатели и деятели культуры – А. Франс, П. Вайян-Кутюрье, Ж. Дюамелъ, Б. Ибаньес, Т. Гарди, Г. Уэллс, Э. Синклер, С. Цвейг и др. Группа «Кларте» заявила о своей близости к принципам III Интернационала. О журнале и группе «Кларте» А. В. Луначарский писал позднее, в 1926 году, в «Письмах с Запада». «Печать и революция» рецензию на «Кларте» не помещала.[]

Цитировать

Скворцов-Степанов, И. Письма А. Луначарского и И. Скворцова-Степанова к В. Полонскому. Публикация, вступительная заметка и комментарии Э. Гольцевой / И. Скворцов-Степанов, А. Луначарский // Вопросы литературы. - 1970 - №3. - C. 167-177
Копировать