№2, 1964/Публикации. Воспоминания. Сообщения

«Писатель растет вместе с жизнью…» (Н. К. Крупская о литературе)

1

Литературное наследие Н. К. Крупской обширно. Представитель старшего поколения русских революционеров-марксистов, Крупская на протяжении почти всей своей сознательной жизни занималась литературной деятельностью.

В трудах своих Крупская выступала горячим пропагандистом ленинских идей, страстным проводником ленинской политики в вопросах культуры. Она была соратником Ленина и его верным последователем в борьбе за народность искусства, за коммунистическую партийность и реализм. Это придает ее трудам большое теоретическое и практическое значение.

Говоря об интересе Крупской к проблемам искусства, П. Лепешинский писал: «Ближе всего, конечно, Надежда Константиновна была к литературе, и здесь сказывалось большое сходство ее вкусов с вкусами (Владимира Ильича» 1. Но дело, конечно, не в одном лишь «сходстве вкусов»; дело в беспредельной верности ленинским идеям, которые освещали весь путь революционной деятельности Крупской и определили ее отношение ко многим явлениям жизни.

С бережливым вниманием следила Крупская за тем, как зарождается и растет в нашей стране новая, советская литература. Дружественные отношения связывали ее с корифеями нашей литературы, начавшими свою деятельность задолго до Октября, и с писателями, выросшими в советские годы.

С А. М. Горьким Крупская встречалась и в Париже, и в Москве. Она участвовала в беседе Ленина с Горьким (весной 1921 года) по поводу организации первого советского литературно-художественного ежемесячника, журнала «Красная новь»; Ленин поручил тогда Горькому руководство литературным отделом журнала.

Зная, какие близкие отношения связывали Горького с Лениным, Надежда Константиновна на следующий день после похорон Ильича написала Горькому в Сорренто и затем поддерживала с ним переписку на протяжении одиннадцати лет. Она писала о Ленине, о том, как живет без Ленина Советская страна, о наших литературных делах.

В 1932 году была опубликована статья Крупской «Ленин и Горький». После смерти писателя появились в печати ее статьи «А. М. Горький» и «Больше советоваться с Горьким». Крупская высоко ценила творчество «буревестника революции», а последнюю из названных статей посвятила мыслям Горького о литературе и языке, собранным в книге «Литературно-критические статьи».

Литераторам и художникам Крупская часто помогала советами, отзывами, рассказами о прошлом, воспоминаниями об Ильиче, дружескими беседами по волнующим их вопросам.

«Когда бы я ее ни видела, – вспоминает Галина Серебрякова, – меня снова и снова поражали ее необычайная, какая-то совершеннейшая простота, приветливость я всесторонние знания. Она знала бесконечно много. Будь то педагогика, история, философия, литература классическая или современная – чувствовалось, что она глубоко знает предмет. Что-то неувядаемо молодое было в ее уме и памяти… Как всегда, спросив, над чем я работаю, она снова посоветовала мне писать о женщинах Октябрьской революции и упомянула Инессу Арманд, которую назвала многосторонней и очень умной» 2.

Разнообразными были темы ее бесед с А. Серафимовичем, Д. Бедным, Л. Сейфуллиной, М. Кольцовым, Ф. Панферовым, М. Шагинян. Крупская дружила с молодой писательницей Марией Борецкой (М. В. Журавлевой), до революции сотрудничавшей в большевистских изданиях, и написала предисловия к двум ее романам – «Гнев народный» и «Пир народный». Специальную статью предпослала она книге ленинградского литератора Н. П. Паялина «Завод имени Ленина».

С целым рядом очерков, рассказов, стихотворений, пьес и сценариев, а также с отдельными литературоведческими трудами Крупская знакомилась в рукописях. В большинстве своем это произведения, посвященные Ленину. Назовем из них рассказ М. Шагинян «Володя Ульянов», очерк П. Капицы «Последнее подполье Ильича», сценарий историко-революционного фильма, написанный П. Воеводиным, книгу А. Цейтлина «Литературные цитаты В. И. Ленина». Отзывы об этих произведениях – иногда в несколько строк, иногда в две страницы – содержат не только отдельные оценки, указания и советы, но и мысли обобщающего характера. Вопросам изображения Ленина в искусстве Надежда Константиновна посвятила специальную статью – «Как писателям работать над биографией Ленина».

Серию статей, затрагивающих насущные задачи советской литературы, Крупская опубликовала перед Первым всесоюзным съездом писателей. Много специальных работ и высказываний посвятила она вопросам развития литературы для юношества и детей.

«К ней шли неиссякаемой чередой люди, жаждущие приложить свою руку к делу просвещения, – писала «Правда» в дни прощания с Крупской, – и уходили, унося на всю жизнь память об обаянии Надежды Константиновны, об ее умении зажечь человека желанием бороться за счастье народа…

Она была примером высокоразвитого, культурного партийного работника, умеющего использовать художественные богатства для коммунистического воспитания» 3.

2

«…Художественное произведение, – писала Крупская в 1931 году, – есть могучее средство общения, такое же орудие борьбы, как живая пламенная речь» (т. 4, стр. 347) 4. Чтобы служить таким орудием, оно должно быть непременно созвучно переживаниям большого круга людей – тех, кому адресуется творение художника.

Но в чем же заключена познавательная сила искусства? Что открывает оно читателю помимо естественного богатства и предметного разнообразия мира, чему учит? К этому вопросу Крупская неоднократно обращалась и в педагогических сочинениях, и в работах по эстетике. Так, в статье «Об учебнике по литературе» (1938) она писала:

«Надо, чтобы учащийся до конца понял, какая громадная сила – художественное произведение, как может оно научить вглядываться в жизнь, разбираться в окружающих сложных явлениях, понимать людей, как может оно вооружать в борьбе, сплачивать, сближать людей, ставить перед ними великие цели…» (т. 3, стр. 728).

«Художественное произведение, – говорится в другой статье («О детской книжке», 1933), – это живое отображение подлинной жизни, такое отображение, которое дает возможность глубже понять эту жизнь, которое зажигает читателя энтузиазмом борьбы и строительства, стремлением перестроить жизнь по-новому» (т. 3, стр. 629). В этой и других статьях Крупская утверждает, что совершенство и сила произведения искусства находятся в прямой зависимости от знания художником действительности, от умения его проникнуть в сущность жизненных процессов, в души людей, постичь сложность человеческих отношений, от мировоззрения художника.

Приводя слова Ленина о том, что каждый человек приходит к коммунизму своим путем, Крупская заключала: «Писательская профессия – особая профессия; она учит смотреть, вдумываться в жизнь, замечать тысячи мелочей, которые не заметит не-писатель. А учась вглядываться в жизнь, в то, что происходит, учась не выхватывать отдельных фактов из Условий, в которых дело происходит, брать явления в их конкретной обстановке и развитии, писатель будет становиться коммунистом… Настоящий писатель-художник растет вместе с жизнью» (т. 3, стр. 629 – 630).

Крупская много писала о литературной технике – сумме профессиональных навыков литератора, которые помогают ему воплотить мысль в слове, передать задуманное в образе. Учебник по литературе, говорила она в 1939 году, должен «освещать технику литературного творчества. Сейчас это одна из самых актуальных задач» (т. 3, стр. 730).

Среди воспоминаний Крупской об Ильиче есть важная характеристика восприятия Лениным художественных явлений: «…у него сливался воедино общественный подход с художественным отображением действительности. Эти две вещи он как-то не разделял одну от другой…» 5

Приведенные мысли Крупской свидетельствуют о том, сколь неразрывны были в ее представлении понятия идейного и художественного. Также неотрывна от идейно-художественной ценности была для нее народность произведения искусства.

Борясь с левацкими измышлениями, Крупская считала, что искусство призвано служить всему трудовому народу, а не какой-то одной части читателей. С удовлетворением писала она о невиданной тяге народа к искусству, обнаружившей себя сразу же после завоевания власти рабочими и крестьянами. Тяга эта была вызвана тем, что активизировалась жизнь миллионов людей. Трудящиеся строят новый мир, создают новое общество. «Искусство должно вносить радость в творческий труд, углублять переживания и т. д. и т. п.» (т. 2, стр. 130). В то же время, писала Крупская, «живой реальный художественный образ – Могучее средство пропаганды» (т. 3, стр. 731).

Так – в общих чертах – можно изложить взгляды Крупской на искусство, не затрагивая ни его конкретных форм, ни различных этапов его исторического развития. Основываясь на марксистско-ленинском понимании искусства как формы идеологической деятельности, выполняющей важную роль в духовном развитии общества, Надежда Константиновна была озабочена тем, чтобы великие эстетические богатства, созданные в прошлом, служили народу в его борьбе за коммунизм, чтобы художественное творчество достигло в нашей стране самого большого размаха.

Этими задачами была продиктована работа Крупской и в области изучения русской литературы XIX века, и в освещении вопросов развития советской литературы.

3

«Литература – кусок живой жизни, прошлого или настоящего. Она органически связана с общественным укладом своей эпохи и не может быть изучаема вне его, без связи с ним» (т. 3, стр. 251). Так писала Надежда Константиновна в 1926 году о принципе историзма как необходимом условии правильного анализа художественных явлений. Руководствуясь этим принципом, она и стремилась осветить деятельность ряда выдающихся русских писателей – главным образом тех, которых нарочито замалчивало или неверно истолковывало буржуазное литературоведение.

Говоря о прошлом русской литературы, Надежда Константиновна заметила, что многие незаурядные страницы ее были скрыты от народа, «образ прошлого искажался цензурным Намордником» (т.

  1. П. Н. Лепешинский, Друг Ленина, «Советское искусство», 28 февраля 1939 года.[]
  2. Галина Серебрякова, Замечательные женщины Октябрьской революции. «Московский литератор», 3 марта 1960 года.[]
  3. »Большая утрата», «Правда», 28 февраля 1939 года. []
  4. В скобках указываются том и страница издания: Н. К. Крупская, Педагогические сочинения в 10-ти томах, Изд. Академии педагогических наук РСФСР, М. 1957 – 1962. К текстам, не вошедшим в это издание, даются специальные сноски.[]
  5. Н. Крупская, Ленин и Чернышевский. Цит. по кн. «Н. К Крупская о Ленине», Госполитиздат, М. 1960, стр. 67.[]

Цитировать

Эвентов, И. «Писатель растет вместе с жизнью…» (Н. К. Крупская о литературе) / И. Эвентов // Вопросы литературы. - 1964 - №2. - C. 92-103
Копировать