№3, 2003/Книжный разворот

Петер Слотердайк. Критика цинического разума

Перевод очередной книги известного немецкого философа и эстетика представляет также большой интерес и для литературоведов. Автор выстраивает свою концепцию «цинического разума», его роли в истории европейской культуры таким образом, что последний выглядит интеллектуальным карнавалом, двойником массового народного искусства. Однако о народном смеховом искусстве, о Бахтине Слотердайк упоминает лишь однажды, причем карнавал оказывается у исследователя в одном ряду с такими «циническими» явлениями, как «университет» и «богема» (с. 148). Это говорит о явной недооценке бахтинского наследия, но ирония в том, что вопреки данному обстоятельству Слотердайк «карнавализовал» свою книгу, разбавляя теоретические построения и диалектические выкладки солеными шутками, хлесткими афоризмами и топикой материально-телесного низа. При этом ему не удалось избежать и внутреннего противоречия в своей концепции, может быть, потому, что цель, поставленная мыслителем, была слишком глобальной, амбициозной.

Опираясь на таких критиков Просвещения, как Гейне, Маркс, Ницше и Фрейд, Слотердайк хочет внести решающие поправки в учение Канта (против кантовских «Критик» полемически заострено само название книги), восстановить философию как целостное учение и «вновь соединить глубины истины, достигаемые в литературе, сатире и искусстве, с глубинами «научного дискурса»» (с. 41). Философ жаждет вернуть теории цельность, устранить многовековой разрыв между абстрагирующим ratio и побуждениями тела, чувственностью. Он хочет создать художественно- философский текст. В нем бродит юношеский задор тех «золотых» дней, когда по западным университетам прокатывалась волна фрейдо-марксистских бунтов и «сюрреалистического» революционерства. Труд Слотердайка – это опыт «смеховой» философии, гротескно соединяющей «строгое» логизирование («Пять предварительных размышлений», «Восемь разоблачений», «Трансцендентальная полемика» и пр.) с веселой дерзостью взрослого циника. С раблезианскими – по Бахтину – «рядами еды и питья», «рядами испражнений» сопоставим слотердайковский «психосоматический» раздел, в котором представлены одиннадцать пунктов внесловесного языка тела: от «высунутого языка» до «пуканья» и «гениталий» (с. 169-184).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2003

Цитировать

Вахрушев, В. Петер Слотердайк. Критика цинического разума / В. Вахрушев // Вопросы литературы. - 2003 - №3. - C. 344-345
Копировать