№7, 1961/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Павел Грабовский в якутской ссылке

Павел Арсеньевич Грабовский (1864 – 1902) – выдающийся украинский поэт, переводчик и публицист – большую половину своей недолгой жизни провел в тюрьмах и ссылке. Не избежал он и «последнего круга Дантова ада» царской ссылки – Якутской области.

22 марта 1889 года в Якутске была учинена кровавая расправа над политическими ссыльными, известная под названием «якутской трагедии». Административно-ссыльные Балаганского округа Иркутской губернии, как только дошла до них весть об этом, откликнулись на новые зверства царизма знаменитым протестом «Русскому правительству». Оригинал этого документа, посланный в Петербург, в министерство внутренних дел, был подписан В. Кранихфельдом, П. Грабовским, Э. Улановской и Н. Ожиговым, а гектографированные экземпляры рассылались по всей России и послужили материалом для многих революционных воззваний.

«По высочайшему повелению» Грабовский вместе со своими товарищами за составление и распространение этого заявления, имеющего, как говорилось в указе правительствующего сената, целью «возбудить к насильственному ниспровержению существующего правительства и постановленных им властей, а следовательно, к бунту и явному неповиновению верховной власти», был лишен всех прав состояния и выслан «в отдаленнейшие места Сибири» – на этот раз в Якутскую область, превращенную царизмом в тюрьму «без решеток и замков». Так Грабовский из административно-ссыльного превратился в ссыльнопоселенца Якутской области, где он пробыл шесть с половиной лет (в Якутск прибыл 8 декабря 1892 года, выехал из Якутска в Тобольск – последнее место ссылки-с «проходным свидетельством» от 6 июня 1899 года).

Материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Якутской АССР, до последнего времени оставались вне поля зрения исследователей жизни и творчества поэта-революционера, а между тем они значительно дополняют наше представление о периоде пребывания его в якутской ссылке. Эти материалы разнообразны по характеру: письма Грабовского и к нему, его прощения, упоминания о нем в переписке политических ссыльных, предписания якутского губернатора. Они дают возможность прежде всего точно установить, где именно и когда Грабовский жил в Якутской области. Как видно из этих документов, вначале он находился не в Вилюйске и не в Нюрбе, а судя по тому, что гласный полицейский надзор за ним был учрежден «на месте причисления во 2-м Бордонском наслеге Мархинского улуса» и землю ему выделяло 2-е Бордонское родовое управление, он первое время жил именно здесь. Об этом свидетельствует и его письмо Н. Ожигову от 12 февраля 1893 года: «Мы назначены не в Нюрбу (это крестьянская] деревушка из неск[ольк]их дворов), как ошибочно полагали, а в Марх[инскую] инор[одную] управу, к якутам…»1 (Нюрба – деревушка с русским населением; «мы» – то есть Грабовский, Кранихфельд, Улановская). В конце 1893 года Грабовский получил разрешение на перечисление его в Вилюйск, куда он переехал в начале 1894 года. Осенью 1895 года он вновь был перечислен во 2-й Бордонский наслег, но жил в Нюрбе, а с 8 декабря 1896 года в городе Якутске.

Большой интерес представляют письма Грабовского к Ожигову. Они касаются в основном бытовой стороны его жизни, и вполне понятно почему. После событий 22 марта 1889 года за политическими ссыльными был установлен строжайший полицейский надзор, корреспонденция их подлежала обязательному и тщательному просмотру, выдавалась лишь с разрешения губернатора. Ссыльные знали это, поэтому старались не писать «лишнего» или прибегали к «эзопову языку». Так, например, Грабовский писал Ожигову 25 июня 1893 года, намекая на то, что нет необходимых условий для настоящих «занятий»: «Все у нас пока обстоит благополучно: все живы, здоровы, более или менее заняты (я, конечно, меньше всех), климата нет и не надеемся на таковой и пр. и пр…». В якутской ссылке, как известно, бурно развивалась литературная деятельность Грабовского. Отрезанный от любимой Украины, обреченный почти на полное одиночество, он выражал свои думы о родном народе, свою веру в победу революционной правды в пламенных стихах. Он писал также рассказы, очерки, статьи. Печатался Грабовский главным образом за границей, в галицийских изданиях. В 1894 году в Вилюйске – месте ссылки Чернышевского – он написал большую статью о великом русском писателе, которая заканчивалась словами: «Человек – достойный удивления, пример – достойный подражания». Статья эта была напечатана Иваном Франко в его журнале «Життє і слово».

  1. ЦГА ЯАССР, ф. 476, оп. 1, ед. хр. 33, л. 2 об.[]

Цитировать

Кирилина, Б. Павел Грабовский в якутской ссылке / Б. Кирилина // Вопросы литературы. - 1961 - №7. - C. 166-169
Копировать