№2, 2014/История литературы

Отзвуки философии А. Бергсона в статьях Вяч. Иванова о творчестве Достоевского

Работа выполнена по гранту «Европейские основы и русский вклад в моделях возрождения культуры: творческое наследие Вячеслава Иванова и авторов его круга в материалах Римского архива», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, соглашение № 8179.

Достоевский интересовал Вячеслава Иванова на протяжении всей его жизни, отклики на произведения русского романиста содержатся в его трудах начиная с 1908 года, когда он посвятил Достоевскому «ряд страниц в статье о пушкинских «Цыганах»» в т. II знаменитого Собрания сочинений Пушкина под редакцией С. А. Венгерова»1. Далее последовали статьи «Достоевский и роман-трагедия» (1911, опубликована в 1916 году в сборнике «Борозды и межи»), «Основной миф в романе «Бесы»» (1914)2, «Лик и личины России. К исследованию идеологии Достоевского» (1917) и суммирующая эти исследования работа «Достоевский. Трагедия — миф — мистика» (1931), после которой Иванов еще раз вернулся к этой теме в работе о Великом инквизиторе, написанной после 1935 года3. К настоящему моменту накоплено большое число исследований, касающихся разных сторон освоения Вяч. Ивановым творческого наследия Достоевского: значения творчества романиста в русле формирования русского классического романа4, в контексте религиозно-философской парадигмы рубежа XIX и XX веков5, жанра и поэтики романов Достоевского6, его общественно-политических взглядов7, общей философско-эстетической концепции творчества8, общих закономерностей подхода Вяч. Иванова к творчеству Достоевского9, связей и сближений между трактовкой творчества Достоевского Вяч. Ивановым и М. Бахтиным10, диалогов с современниками относительно значения философских концепций, развиваемых в произведениях Достоевского11. Многочисленные исследования работ Вяч. Иванова о Достоевском выявили два корневых понятия, с помощью которых он пытался охватить творчество романиста: трагедия и миф. В свою очередь, эти категории являются непосредственным выводом, который следует из его трактовки творчества Достоевского как «недостаточно выявленного» «религиозного учения»12.

Как указывает Г. Фридлендер, термин «роман-трагедия» по отношению к романам Достоевского был предложен Д. Мережковским, И. Анненским, М.

  1. Фридлендер Г. М. Достоевский и Вячеслав Иванов // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. СПб.: Наука, 1994. С. 133.[]
  2. Тезисы своей работы «Основной миф в романе „Бесы»» Вяч. Иванов изложил 2 февраля 1914 года на заседании московского Религиозно-философского общества. (См. об этом: Роднянская И. Б. Комментарии // Булгаков С. Н. Сочинения в 2 тт. Т. 2. М.: Наука, 1993.)[]
  3. Иванов В. И. Легенда о Великом инквизиторе // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М.: Наследие, 1996.[]
  4. Шишкин А. Б. «Толстой и / или Достоевский»: Случай Вяч. Иванова // Толстой или Достоевский? Философско-эстетические искания в культурах Востока и Запада. Материалы международной конференции 3-6 сентября 2001 года. СПб.: ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), 2003. []
  5. Келдыш В. А. Вячеслав Иванов и Достоевский // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. []
  6. Терлецкий А. Д. Вяч. И. Иванов о природе реализма романов Ф. М. Достоевского // Серебряный век. Философско-эстетические и художественные искания. Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1996; Шинков А. М. М. М. Бахтин и Вячеслав Иванов о психологизме Достоевского // Бахтинские чтения. Наследие М. М. Бахтина в контексте мировой культуры. Материалы научно-теоретической конференции. Орел, 1997; Захаров Е. Е. Статья «Достоевский и роман-трагедия» в контексте философско-эстетических взглядов Вяч. И. Иванова // Филологические этюды. Вып. 1. Саратов, 1998; Дорский А. Ю. Достоевский как трагик: версия Вяч. Иванова // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 16. СПб.: Наука, 2001; Фридман И. Н. Щит Персея и зеркало Диониса: учение Вяч. Иванова о трагедии // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования.[]
  7. Егоров Б. Ф. «Неославянофильство» Вячеслава Иванова // Русский текст. 1993. № 3; Сычева С. Г. В. И. Иванов о Ф. М. Достоевском и судьбах России // Известия ТПУ. 2010. № 6. []
  8. Гидини К. Указ. соч. // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 15. СПб.: Наука, 2000. []
  9. Аверинцев С. С. Разноречия и связность мысли Вячеслава Иванова // Иванов Вяч. И. Лики и личины России. Эстетика и литературная теория. М.: Искусство, 1995.[]
  10. Котрелев Н. В. К проблеме диалогического персонажа (М. М. Бахтин и Вяч. Иванов) // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. С. 203.[]
  11. См.: Фридлендер Г. М. Достоевский и Вячеслав Иванов; Вячеслав Иванов и Алексей Крученых в споре о Ницше и Достоевском // Cahiers du Monde russe. 1994. Vol. XXXV (1-2). Janvier — Juin. []
  12. Иванов Вяч. И. Собр. соч. в 4 тт. Т. 4. Brusselles: Foyer Oriental Chrеtien, 1987. С. 763. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием тома и страницы.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2014

Цитировать

Баршт, К.А. Отзвуки философии А. Бергсона в статьях Вяч. Иванова о творчестве Достоевского / К.А. Баршт // Вопросы литературы. - 2014 - №2. - C. 164-181
Копировать