№2, 2003/Заметки. Реплики. Отклики

«Онегинское» у Лермонтова

Общеизвестное свидетельство Белинского о том, что Лермонтов более всего любит роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» («Без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени»»), всегда воспринималось как должное, не требовало доказательств. Достаточно вспомнить значимую фамилию главного героя Лермонтова – Печорин, чтобы увидеть особое место пушкинского романа в художественном мире автора «Героя нашего времени». И все же тот же Белинский имел все основания сказать: «Нет двух поэтов, столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов» 1. И лучше всего это коренное различие видно именно при сопоставлении лермонтовского творчества с «Евгением Онегиным».

В свое время автору этих строк довелось написать работу об отношении Пушкина к романтическому герою, и называлась она «Оставь нас, гордый человек…» 2. Автор вовсе не считает эту давнюю маленькую статью истиной в последней инстанции и сегодня многое сказал бы иначе. Но вот написать статью с таким названием об отношении Лермонтова к романтическому герою никак нельзя, ибо сам поэт был романтиком по своему мировосприятию и самому трагическому складу могучей личности и мятежного характера, в своих героях явственно отразился и потому не мог к ним и, следственно, сам к себе обратиться с полными трагического пафоса и осуждения словами старого цыгана из пушкинской поэмы. Он так и не смог отделить от себя Демона и Печорина, хотя к этому шел. Но именно в этом суть, самобытность и мировое значение лермонтовского гения.

Разумеется, Лермонтов своим героям не равен, у него тоже есть творческий суд над ними (особенно в романе«Герой нашего времени»), но поэт нисколько не сомневается в силе и правде их романтического демонизма и вечного мятежа против «низкой» реальной жизни и ее жестоких законов, что доказывает, например, очевидное родство пушкинского идеологического преступника-отравителя Сальери и гордого мстителя Арбенина из «Маскарада», подмеченное В. Вацуро 33. И не только в персонажах тут дело.

Да, сатирик, мятежный поэт, да, негодовал и бичевал.

  1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. VII. М., 1955. С. 36.[]
  2. См.: Сахаров В. И. Страницы русского романтизма. М., 1988; его же: М. Ю. Лермонтов. Биографический очерк. М., 2002.[]
  3. Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб., 1994.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2003

Цитировать

Сахаров, В. «Онегинское» у Лермонтова / В. Сахаров // Вопросы литературы. - 2003 - №2. - C. 313-317
Копировать