№9, 1965

о сюжете и композиции литературного произведения

В мае этого года научные работники университетов и пединститутов союзных и автономных республик обсуждали в Московском пединституте имени В. И. Ленина проблемы сюжета в композиции в изучении и преподавании художественной литературы на 8-й межвузовской конференций.

С основным докладом – «О сюжете и композиции литературного произведения» – выступил на пленарном заседании профессор А. Ревякин. Докладчик возражал против отождествления сюжета как литературоведческой категории содержания с композицией, являющейся категорией формы и определяющей характер организации произведения. По его мнению, следует отчетливо разграничивать композицию сюжета и композицию образа и вместе с тем отказаться от категории «фабула». Полемизируя с различными трактовками этих литературоведческих понятий, А. Ревякин подверг критике теоретиков, которые абсолютизируют известное горьковское определение сюжета, включающее в себя определение и идеи и композиции.

С обстоятельными докладами, анализирующими теоретические исследования советских литературоведов по вопросам сюжета и композиции, выступили преподаватели В. Попов. (Львовский университет), М. Шаталин (Бакинский пединститут) и др. О поисках художниками сюжетных и композиционных решений в процессе создания произведений говорил в своем выступлении доцент Томского университета Н. Бабушкин.

На заседаниях шести секций с докладами выступило свыше пятидесяти научных работников Москвы, Баку, Ташкента, Риги, Душанбе, Уфы, Казани, Чебоксар, Ижевска, Сухуми, Магадана и многих других городов.

Особенно оживленно обсуждались вопросы улучшения преподавания теории и истории литературы в вузах и школах. Им были посвящены выступления Э. Морозовой (Львов), Н.

Цитировать

Богданов, А. о сюжете и композиции литературного произведения / А. Богданов // Вопросы литературы. - 1965 - №9. - C. 249-251
Копировать