№7, 1984/Хроника

О докторских диссертациях по литературоведению

Защита докторской диссертации – всегда событие. Событие не только в жизни соискателя и того творческого коллектива, в котором она создавалась, но и в науке. Прежде всего в науке. Диссертация свидетельствует об уровне квалификации соискателя, она является подведением итогов его научной работы и в то же время открывает или новое направление в науке (что, правда, редко случается) или является теоретическим обобщением и решением крупной научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное, политическое и социально-культурное значение.

Трудно, конечно, безоговорочно поставить знак равенства между развитием науки и написанием докторских диссертаций. Диссертация, являясь научным исследованием, все же представляет собой квалификационный труд. И не все ученые, успешно работающие в науке, пишут докторские диссертации, и не все ученые, пишущие докторские диссертации, работают успешно в науке. Однако нельзя не заметить, что докторские диссертации отражают определенные интересы ученых, характерные тенденции развития науки и потребность общества в подготовке кадров высшей квалификации. Именно это и обусловило наше обращение к анализу тематики докторских диссертаций по литературоведению. Изучению подвергнуты докторские диссертации, защищенные и утвержденные ВАК СССР в течение пяти лет – времени, достаточного для того, чтобы сделать какие-то определенные и обоснованные выводы.

За период с 1 июля 1978 года по 1 июля 1983 года президиум ВАК СССР утвердил 414 докторских диссертаций по филологическим наукам. В среднем в год утверждается, таким образом, 83 диссертации. Из указанного общего количества диссертаций 184 утверждено по литературоведческим специальностям, остальные – по лингвистическим.

Распределение по литературоведческим специальностям утвержденных диссертаций следующее. По русской литературе – 31, советской литературе – 17, литературе народов СССР – 55, литературам зарубежных социалистических стран – 6, литературам стран Западной Европы, Америки и Австралии – 23, литературам народов зарубежных стран Азии и Африки – 14, теории литературы – 15, фольклористике – 8, журналистике – 11, книговедению – 4.

Среди утвержденных одна диссертация принадлежит соискателю-иностранцу Хорлоо Пурэвийн (МНР) «Народная песенная поэзия монголов. Проблема жанрового состава».

В чем причины такой диспропорции в развитии литературоведческих специальностей? Главная – в большей или меньшей необходимости в кадрах высшей квалификации тех или иных специальностей. Это имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, потребность в кадрах позволяет сосредоточиться на проблемах нескольких специальностей большому количеству ученых, что, конечно же, способствует развитию науки, с другой – такая ситуация порождает мелкотемность, возможность дублирования как материала, тематики, так и методики, результатов исследования. И в то же время нельзя не заметить, что некоторые важные направления в литературоведении остаются в тени. Почему, например, почти не разрабатываются исследования на уровне докторских диссертаций по литературам зарубежных социалистических стран и медленно растет число докторов наук по фольклористике? Разве по этим специальностям в университетах и педагогических институтах страны много специалистов?

И еще некоторые статистические данные. Средний возраст соискателей-литературоведов – 52 года, они являются представителями многих народов СССР.

Президиум ВАК СССР в указанное пятилетие не только утверждал, но и отменял положительные решения спецсоветов по целому ряду докторских диссертаций. Всего по филологическим специальностям отклонено 15 диссертаций, и 9 из них – по литературоведению.

Диссертации, как правило, отклонены за низкий научно-теоретический уровень, отсутствие новизны, описательный характер. Это свидетельствует также о том, что в некоторых спецсоветах занижены требования не только к качеству диссертаций, но и к уровню оппонирования, к отзывам ведущих организаций.

Ряд докторских диссертаций не был утвержден Президиумом ВАК СССР за грубейшие нарушения действующего Положения о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий.

Имеются спорные случаи определения некоторых диссертаций по той или иной специальности, неправомерное отнесение ряда диссертаций к написанным на «стыке» специальностей.

Какова же тематика докторских диссертаций по литературоведению?

По специальности «Русская литература» защищены диссертации по важным темам истории литературы начиная с древнерусской. В диссертации В. В. Кускова рассмотрены жанры и стили древнерусской литературы XI – первой половины XIII века, в диссертации Г. М. Прохорова изучены памятники литературы византийско-русского общественного движения эпохи Куликовской битвы. Значителен вклад диссертантов в изучение литературы XVIII века (диссертации Г. М. Москвичевой «Русский классицизм», П. А. Орлова «Русский сентиментализм»). К этим исследованиям примыкают диссертации И. В. Попова «Публицистическая традиция в русской литературной критике XVIII – первой четверти XIX века» и Н. Н. Булгакова «Просветительский реализм и проблема народности русской литературы последней трети XVIII – первой трети XIX в.».

По истории русской литературы XIX века выделяется группа диссертаций, выполненных по однотипной тематике, предполагающей изучение творчества того или иного писателя в контексте литературной эпохи (А. Г. Розин «Герцен и русская литература 30 – 40-х годов XIX в.»; В. Н. Аношкина «Ф. И. Тютчев в истории русской литературы XIX – начала XX века»; Г. К. Щенников «Ф. М. Достоевский и русский реализм 1860 – 1870-х годов»; А. А. Слинько «Н. К. Михайловский и русское общественно-литературное движение второй половины XIX – начала XX века»; И. А. Деркачев «Д. Н. Мамин-Сибиряк в русском литературном процессе 1870 – 1890-х гг.»).

В один ряд с этими диссертациями можно поставить исследования творчества отдельного писателя. Более всего заметен интерес к Достоевскому, Тургеневу, Чехову: В. М. Маркович «Тургеневский тип русского реалистического романа»; А. Б. Муратов «Проблемы реализма в позднем творчестве И. С. Тургенева (повести и рассказы 1860 – 1880-х годов)»; В. А. Туниманов «Творчество Ф. М. Достоевского. 1854 – 1862 гг.»; Н. М. Фортунатов «Особенности построения чеховской новеллы (к проблеме художественного метода А. П. Чехова)».

Ряд диссертаций выполнен на хорошо изученном материале, однако их авторы смогли по-новому осветить, предложить оригинальное его истолкование. Таковы диссертации О. Я. Самочатовой «Проблема изображения крестьянства в русской литературе середины XIX в.», А. А. Жук «Сатира натуральной школы», В. Б. Смирнова «Литературная история «Отечественных записок» (1868 – 1884 гг.)», Ю. В. Лебедева «Становление эпоса в русской литературе 1840 – 1860-х гг. (проблемы циклизации)», В. Г. Прокшина «Творческая история эпопеи Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», В. Я. Лакшина «А. Н. Островский. Проблемы научной биографии».

В русской литературе XX века исследователей интересует, судя по докторским диссертациям, преимущественно проза. Изучен русский рассказ конца XIX – начала XX века (В. Я. Гречнев), реалистическая проза конца XIX – начала XX века (до 1905 года) (Л. Д. Усманов), проза 1908 – 1917 годов (Л. А. Смирнова). Диссертация Л. А. Спиридоновой посвящена проблемам типологии сатирической литературы начала XX века.

Приведенный обзор показывает, что тематика докторских исследований по русской литературе находится в традиционном русле советского литературоведения, охватывает круг значительных тем истории литературы, обнаруживает преимущественный интерес к определенному кругу писателей, проблематике. В этом есть и свои преимущества, и свои недостатки. Преимущества – очевидны. А каковы же недостатки?

Мало новых тем. Можно назвать в числе новаторских по тематике, на наш взгляд, диссертации В. В. Прозорова «Проблема читателя и литературный процесс в России XIX века», Е. П. Червинскене «Внутреннее единство и системность творчества писателя (Ф. М. Достоевский. Л. Н. Толстой. А. П. Чехов)» и др.

Нет исследований на уровне докторских диссертаций по творчеству крупнейших писателей XVIII – XX веков (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Л. Толстой и др.).

Незначителен интерес у соискателей к литературной критике, к творчеству Белинского, Чернышевского, Добролюбова (защищена лишь одна диссертация – по творчеству Д. И. Писарева: С. С. Конкин «Эстетические и литературно-критические взгляды Д. И. Писарева»).

На периферии научных интересов соискателей находятся поэзия, драматургия, детская литература (по детской литературе впервые за многие десятилетия была защищена диссертация Ф. И. Сетина «Возникновение русской детской литературы и основные этапы ее развития»).

Анализ тематики докторских диссертаций по специальности «Советская литература» лучше всего совместить с обзором диссертаций по специальности «Литература народов СССР», так как по последней специальности также защищен ряд докторских диссертаций по национальным советским литературам.

Что характерно для тематики диссертаций по этим специальностям? Прежде всего ярко выраженное стремление рассмотреть ту или иную национальную литературу в контексте ее взаимосвязей с родственными по языку или идейно-эстетической платформе литературами. Таковы, например, диссертации П. И. Тартаковского «Русская советская поэзия 20-х – начала 30-х годов и художественное наследие народов Востока», Е. А. Алексанян «Армянский реализм и опыт русской литературы (Гоголь, Чехов: традиции и типология)», И. Я. Заславского «Украинская поэзия XIX – начала XX века и художественный мир Лермонтова», Б.

Цитировать

Парастаев, А. О докторских диссертациях по литературоведению / А. Парастаев, Ю. Круглов // Вопросы литературы. - 1984 - №7. - C. 269-277
Копировать