№12, 1970/История литературы

Новые вопросы требуют новых ответов (НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПО ТЕОРИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ГДР)

Коренные изменения во всей научной и исследовательской деятельности в ГДР, начало которым недавно положили третья реформа высшей школы, реформа Немецкой Академии наук и разработка основных организационных проблем социалистической науки, оказали существенное воздействие на работу наших специалистов в области литературы и искусства. Единое руководство их исследовательской работой, которое совместно осуществляют министр культуры и Институт общественных наук при ЦК СЕПГ, позволило сделать первые шаги для того, чтобы более целеустремленно направлять исследовательскую деятельность на решение главных проблем.

СЕПГ призвала специалистов приложить все усилия, чтобы основательнее и разностороннее исследовать структуру и закономерности развития социалистического общества. Изучение теории социалистического реализма также относится к числу первоочередных задач. Обращаясь непосредственно к литературоведам и искусствоведам, Политбюро ЦК СЕПГ заявляет: «Культура, искусство и литература приобретают все большее значение в процессе развития социалистического сознания и социалистического содружества людей. Существенной предпосылкой прогностической деятельности в этой области и в изучении социалистического реализма является исследование закономерностей развития литературы и искусства в социалистическом обществе» 1.

Теоретическое изучение проблем социалистической реалистической литературы опирается в немецком рабочем движении и в ГДР на многолетнюю, непрерывную традицию. Она связана с самыми значительными именами в нашей литературе, из которых в первую очередь назовем Иоганнеса Р. Бехера. Выступая за несколько недель до своей кончины на теоретической конференции Союза немецких писателей, Бехер говорил: «Пробудить интерес к теории – вот жизненно важный вопрос для нашей литературы. Ни одна великая литература никогда не пренебрегала живым интересом к теории… да и как было бы возможно создать подлинно социалистическую литературу без ее осознания, без ее теоретического и философского осмысления» 2. И более молодое поколение литературоведов и искусствоведов, прочно стоящих на марксистско-ленинских позициях, испытывает сегодня некоторую гордость от того, что они всегда сохраняли верность тем теоретическим положениям, которые связаны с социалистическим реализмом. Их верность подтверждается множеством отдельных изысканий. Однако одновременно следует отметить серьезное отставание исследовательской работы от требований художественной и общественной практики, и тут надо поскорее наверстать упущенное.

Большой коллектив наших специалистов в области литературы и искусства начал с того, что предпринял попытку написать систематическое введение в теорию социалистического реализма. Эксперимент нацелен на то, чтобы осмыслить и показать эту теорию как стройное целое, исходя из ее существенных закономерностей и системы их внутренних взаимосвязей. Разумеется, сегодня еще ничего нельзя сказать об успехе подобного мероприятия. Распыленность теоретических трудов по отдельным частным проблемам, отсутствие систематичности, привычка работать изолированно были, несомненно, причинами, которые способствовали отставанию теории литературы и искусства. Многие писатели и художники с полным правом сетуют на это отставание. Они жалуются на то, что наша наука дает слишком мало обоснованных ответов на новые созревшие вопросы. И партия нас за это многократно справедливо критиковала. В связи с успехами социалистической культурной революции, с одной стороны, и с потребностями, возросшими благодаря интенсивной теоретической и идеологической работе нашей партии, с другой стороны, у очень многих людей в нашей стране резко возрос интерес к трудам по теории искусства. Поэтому изыскания, посвященные частным вопросам, – как бы важны они ни были, – нужны нам в значительно меньшей степени, чем работы, ясно осмысливающие общую концепцию.

Конфронтация теоретических концепций – вот что в конце концов приобретает все большее значение в идеологической борьбе классов на немецкой почве. Не случайно в Западной Германии среди книг по литературе и искусству, по истории и теории культуры потребителю поставляются главным образом суммарные работы с явно выкристаллизовавшейся концепцией, призванные как можно эффективней влиять на формирование мировоззрения. Эта тенденция из года в год все отчетливее проявляется на западногерманской книжной ярмарке во Франкфурте. Знаменательно, что даже наш идеологический противник вынужден считаться с одним из основных требований марксистской эстетической теории. Так, например, Карл Отто Конради в своем «Введении в новое немецкое литературоведение» пишет: «Несмотря на всю противоположность основных позиций, литературовед, чуждый марксизму-ленинизму, должен тщательно изучать те труды, в которых достигнуты значительные результаты, – и прежде всего он должен воспринять из марксистского метода рассмотрения литературы необходимость уделять больше внимания, чем это было до сих пор принято, тем общественным отношениям, в которых существует литература и на которые она хочет воздействовать» 3. О бедственном положении западногерманской традиционной буржуазной германистики идет в настоящее время оживленная дискуссия, в которой – с самых различных позиций – огонь ведется по неопозитивистской (мнимой) «бестеорийности».

Развенчивая буржуазную идеологию и ведя ответственное идейное сражение за мировоззрение человека нашего времени, важно выступать с исследованиями, концепция которых масштабна и охватывает широкий круг явлений. Необходимо неустанно давать отпор множеству гнусных выпадов против искусства социалистического реализма и его теории.

Метод социалистического реализма по своей сути метод интернациональный и разносторонний. Он является существенной художественно-эстетической основой роста социалистических национальных литератур. Одновременно он служит связующим звеном и важнейшей предпосылкой дальнейшего развития мирового социалистического искусства.

Исходя из этого, специалисты смежных отраслей науки – в первую очередь слависты – также принимают участие в наших коллективных теоретических изысканиях, чтобы освоить и перенять богатый опыт развития литературы социалистического реализма в СССР. Совершенно необходимо дать конденсированное общее теоретическое осмысление той колоссальной роли, которую играет расцвет социалистического реализма в Советском Союзе.

В рамках данной статьи, разумеется, невозможно подробно остановиться на всех проблемах литературы и искусства, которые в настоящее время стоят перед теми нашими учеными, кто занимается теоретическими исследованиями вопросов, связанных с социалистическим реализмом. Хочется указать хотя бы на несколько основных моментов общего характера.

При художественном изображении высокоразвитой системы социализма становится все более важным внушать людям твердую уверенность в том, что они и есть исторически законные носители гуманистических идей и идеалов великих эпох подъема человеческого духа, начиная с античности и Ренессанса и кончая нашей эпохой, что в своей великой революционной борьбе они завершают дело, начатое еще мятежным крестьянством в Германии и участниками восстания Спартака. От отношения нашего современного искусства к гуманистическому и реалистическому наследству в значительной мере зависит общественное осознание исторического места, которое занимает наше социалистическое общество. Обращение к будущему успешно подкрепляется глубоким и убедительным экскурсом в историческое прошлое. На этом же, кстати сказать, строится и рабочий принцип при исследовании реализма.

Идеологическая полемика о том, что считать наследством для нашего современного искусства и какова должна быть оценка этого наследства, является очень существенным моментом в идейной борьбе за настоящее и будущее нашего искусства. Назрела необходимость широкой дискуссии о месте и роли наследства в социалистической немецкой национальной культуре. Такая дискуссия нужна для выработки осознанного отношения к главным аспектам гуманистического и реалистического наследства, которому многим обязано искусство социалистического реализма. Она нужна также для преодоления влияний идеологического противника, пытающегося умалить значение гуманистического наследства и ориентировать нас на «классиков» декаданса и модернизма. Она также необходима для того, чтобы разоблачить враждебную попытку «объединить» ложно истолкованную традицию гуманистического наследства с традицией модернизма и декаданса. Всевозможные ответвления декаданса и модернизма сами определяют себя, по словам Ортеги-и-Гассета, как чередование «отрицания и поношения», и «все новое искусство, – по его же словам, – строится, таким образом, на неприятии искусства старого». Искусство социалистического реализма в ГДР развивается в непрестанной борьбе за глубокую связь с таким наследством, которое повествует о революционных боях за идеалы эксплуатируемых и угнетенных, которое намечает линии развития гуманистического образа человека вплоть до его выражения в искусстве социалистического общества, которое достойно представляет гигантскую сокровищницу опыта реалистического художественного отображения действительности.

Победа социалистических производственных отношений и построение социализма в ГДР создают объективные условия для расцвета подлинно социалистической культуры. Тем самым повышается роль всех субъективных факторов (сознательности и моральных качеств человека) в дальнейшем совершенствовании общественной системы и увеличивается специфический общественный вес искусства, особенно такого, которое способно воздействовать на человека «в целом», так как экономическое и политическое развитие общества все настойчивее требует от него подобной целостности. Наше искусство вступило в начале 60-х годов в новый исторический этап; оно опирается теперь на новые социально-экономические основы. Для того чтобы поднять на более высокую ступень нашу социалистическую систему, необходимо в равной мере повысить уровень развития всех сфер общественной жизни, в том числе культуры и искусства. Стремление решить все наши проблемы – политические, экономические, социальные, правовые, идеологические, культурные и т.д. – с учетом их внутренней связи, как некую единую задачу – вот что характерно для нашего дальнейшего пути. Несмотря на наличие еще весьма существенных неравномерностей и диспропорций, передовой опыт подтверждает, что в социалистическом обществе не может быть «закономерного отставания» искусства. Связь искусства с социалистической системой общественных отношений основана на том факте, что эта система все отчетливее требует разносторонне развитого человека «в целом» и содействует ему в его развитии. Это исторически новое положение человека в нашей общественной системе связывает социалистическое искусство со всеми основными процессами в нашем обществе.

На достигнутой нами стадии социалистического строительства возникла необходимость систематически осмыслить новое во взаимоотношениях искусства и общества. Для этого надо рассмотреть новые идеологические проблемы развития искусства и определить исторически обусловленное объективное содержание эстетических категорий. На основе партийных решений и документов могут и должны быть прогностически осмыслены многие проблемы художественного развития.

  1. »Die weitere Entwicklung der marxistisch-leninistischen Gesellschaftswis-senschaften in der DDR (Beschluß des Politbüros des ZK der SED vom 22.10.1968)», in: «Einheit», Heft 12/1968, Seite 1460-1461. []
  2. »Aus dem Grußwort zur Theoretischen Konferenz des Deutschen Schriftstel-lerverbandes (6-8.6.1958)», in: Johannes R. Bechyer, Über Literatгur und Kunst, Seite 322. []
  3. Carl Otto Conrady, Einführung in die Neuere deutsche Literaturwissenschaft; Rowohlts deutsche Enzyklopädie, Bd. 252/53, Hamburg 1967, Seite 34.[]

Цитировать

Кох, Г. Новые вопросы требуют новых ответов (НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПО ТЕОРИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ГДР) / Г. Кох // Вопросы литературы. - 1970 - №12. - C. 95-107
Копировать