№7, 1959/История литературы

«Новая династия» Марка Твена (Еще одна публикация из архива писателя)

В американском трехмесячнике академического склада «Нью Ингленд Квортерли», рассчитанном на весьма узкую аудиторию, напечатан важнейший литературный документ – текст неопубликованной речи Марка Твена, которую он произнес почти три четверти века тому назад.

Впервые изданное произведение великого американского юмориста и сатирика, озаглавленное «Новая династия», углубляет наше представление об идейных позициях писателя в годы создания лучших его реалистических романов. В определенном смысле «Новая династия» уникальна. Ни в одном другом произведении Твен не выразил с такой ясностью и полнотой своего отношения к рабочему классу США, своей веры в него, как именно в этой речи.

Мы знаем Твена как друга обиженных и порабощенных, как поборника интересов простого народа. Но в произведениях, которые были известны нам до сих пор, он почти никогда не выделял пролетариев из круга угнетенных людей и уж подавно был далек от мысли о завоевании господства в Америке рабочим классом. В «Новой династии» Твен в самой прямой и решительной форме ратует за переход власти в руки рабочих, которые подчинят своей воле эксплуататоров.

Марк Твен вошел в литературу «Знаменитой скачущей лягушкой из Калавераса» в 1865 году, всего через несколько месяцев после окончания Гражданской войны 1861 – 1865 годов. И важнейшей особенностью произведений Твена является как раз то, что – вне зависимости от конкретной тематики – они отражают главным образом американскую действительность важнейшего периода истории США, начавшегося после завершения войны Севера и Юга.

Разгром рабовладельцев в Гражданской войне означал установление господства капиталистического уклада в масштабе всей страны. Именно в США капитализму суждено было завоевать самые значительные свои победы в развитии производительных сил. В канун Гражданской войны Америка занимала в мировом промышленном производстве всего лишь четвертое место. Через тридцать лет после схватки Севера и Юга она оставила позади все другие страны и стала самой мощной индустриальной державой мира.

Твен был свидетелем крупных успехов США в сфере развития материального производства. Богатства капиталистической верхушки страны росли как на дрожжах. Технический прогресс поражал воображение. Все это внушало многим соотечественникам писателя иллюзорные, глубоко ошибочные представления о характере жизни в стране «неограниченных возможностей», как нередко называли Соединенные Штаты.

Автор «Знаменитой скачущей лягушки» и «Простаков за границей» (1869) приобрел известность еще в ту пору, когда не знал глубокого разлада с окружающей его американской действительностью. Твен воспринял от своих современников немало буржуазных предрассудков. Социалистические принципы сочувствия у него не вызывали. Но с годами все сильнее давало себя знать демократическое начало в его мировоззрении. Писатель стал глубоко задумываться над все более и более заметным противоречием между подъемом материальной культуры в США, с одной стороны, и моральным упадком общества, безжалостно – обрекающего массы на нищету, с другой.

В 1878 году Маркс заметил в письме к Даниельсону: «Лучшие американские писатели открыто провозглашают как неопровержимый факт, что хотя война за освобождение рабов и разбила цепи негров, зато, с другой стороны, она поработила белых производителей» 1. К числу таких лучших писателей должен быть отнесен и Марк Твен.

В романе «Позолоченный век» (1874) он убедительно показал, что эпоха капиталистического хищничества в США отнюдь не является «золотым веком». В «Приключениях Тома Сойера» (1876) и «Жизни на Миссисипи» (1883) воплощена мысль Твена, что поэзию, подлинную задушевность приходится искать отнюдь не в мире буржуазного своекорыстия и сухого расчета. В «Приключениях Гекльберри Финна» (1885) осуждение аморальности американских стяжателей и рабовладельцев сочетается с реалистическим раскрытием унылого, безрадостного быта фермеров.

Немало существеннейших сторон жизни в США нашли правдивое отражение в этих книгах. Но есть в них и вполне очевидные «белые пятна». Перебирая в памяти произведения Твена, созданные за первые двадцать послевоенных лет, нетрудно установить, что он очень редко и бегло касался жизни рабочих.

Затем в самом начале 1886 года возникла «Новая династия».

Толчком для создания этой речи послужило следующее обстоятельство. В конце января 1886 года Марку Твену довелось присутствовать на заседании комиссии сената США, обсуждавшей проблемы международного авторского права. Там выступил, в частности, руководитель профсоюза типографов в Филадельфии Джеймс Уэлш. В своей речи, посвященной вопросам авторского права, Уэлш заметил мимоходом, что американское профсоюзное объединение «Орден рыцарей труда» имеет от четырех до пяти миллионов членов.

Цифра эта не соответствовала действительности – максимальная численность «Ордена рыцарей труда» составляла 725 – 750 тысяч человек. Но «Рыцари труда» были, по словам Энгельса, первой национальной организацией, созданной всем американским рабочим классом2. Основанное вскоре после окончания Гражданской войны, это профсоюзное объединение вначале было крайне малочисленным. Однако подъем боевых настроений среди американских рабочих, начавшийся в конце 70-х годов, привел к тому, что за несколько лет численный состав «Ордена» увеличился во много десятков раз.

Через два месяца после выступления Уэлша, 22 марта 1886 года, «Новая династия» была прочитана Твеном на заседании клуба «В понедельник вечером» в городе Хартфорде, где он тогда жил. В клуб входили видные жители Хартфорда, люди богатые и по большей части весьма консервативно настроенные. Американская буржуазная печать вела в ту пору весьма энергичную кампанию против «Рыцарей труда», которых обвиняли во всех возможных грехах и злодеяниях. Легко понять, что речь Твена не могла прийтись по вкусу большинству его слушателей. По-видимому, текст «Новой династии» вскоре же был отправлен Твеном в сейф «внизу» – тот самый сейф, где хранились многие произведения, которые он не решался печатать из опасения, чтобы с него, как выразился писатель, не «содрали шкуру».

Еще в книге о Геке, лучшем художественном произведении Твена, была отражена, а в какой-то мере и предугадана, моральная атмосфера 80-х годов, периода большого подъема настроений протеста среди трудящихся США. «Новая династия» явилась новым замечательным свидетельством способности писателя не только познавать действительность, но и отчасти предвосхищать явления жизни. Твен увидел то, что еще находилось в зародыше – нарастание борьбы рабочих против капитализма.

Собственно говоря, острые противоречия между пролетариями и предпринимателями начали проявлять себя в США вскоре же после окончания Гражданской войны. О подъеме рабочего движения в Америке Твен, безусловно, знал не только из речи Уэлша. Еще в конце 70-х годов правительственные войска стреляли в участников стачки на железных дорогах. Забастовки, кровавые схватки с войсками и полицией, став на повестку дня, больше уже с нее не сходили. Только в 1885 году под руководством «Ордена рыцарей труда» было проведено около двухсот стачек.

Имеются данные о том, что в 1885 году Твен приветствовал успех «Рыцарей труда» в деле организации профсоюза на одной из железных дорог, принадлежавших известному капиталисту Джею Гулду. В «Новой династии» Твен сочувственно упоминает «Манифест претензий и требований Рыцарей труда», созданный в 1878 году. Вполне возможно, что писатель познакомился с этим «Манифестом» задолго до встречи с Уэлшом.

Но все же нельзя забывать того, что писатель произнес свою речь в самом начале 1886 года, когда исторические классовые бои, которыми ознаменовался этот год, еще не развернулись в полной мере.

Обозревая ход событий в середине 80-х годов, Энгельс писал: «В феврале 1885 г. американское общественное мнение было почти единодушно в одном пункте, именно в том, что в Америке вообще нет рабочего класса – в европейском смысле; что поэтому в Американской республике невозможна такая классовая борьба между рабочими и капиталистами, какая разрывает на части европейское общество…» В то время, продолжает Энгельс, «никто не мог… предвидеть, что в такой короткий срок движение разразится с такой непреодолимой силой, распространится с быстротой степного пожара и потрясет американское общество до самых его оснований» 3. Среди бурных событий 1886 года выделяется всеобщая первомайская забастовка, в которой приняло участие много тысяч американских пролетариев, требовавших установления 8-часового рабочего дня. Через три дня после этой забастовки полиция подвергла обстрелу массовый митинг в Чикаго – было убито шесть рабочих. Четвертого мая на созванном трудящимися митинге протеста провокатором была брошена бомба, что дало повод для ареста вожаков стачечного движения. Прошло два-три месяца, и суд, покорный голосу капиталистов, санкционировал легализованное убийство ни в чем не повинных людей. Казнь осужденных представителей рабочего класса состоялась в 1887 году и вызвала в американском народе бурю возмущения.

Эти события сыграли выдающуюся роль в истории рабочего движения в США. Повторяем, однако, что когда Твен выступил в клубе «В понедельник вечером», – и первомайская забастовка и расправа с руководителями борьбы за 8-часовой рабочий день еще были делом будущего.

Речь, которую произнес Марк Твен в марте 1886 года, коренным образом отличалась и по содержанию и по форме от обычных его речей. Опытный и популярный оратор, Твен обычно выступал в разных клубах и на званых обедах с речами, в которых своеобразно сочетались смешное и серьезное, легкомысленная шутка и сатирический выпад, прихотливая игра словами и моральное поучение. В «Новой династии» не найти веселой шутки, вставного анекдота. Вся речь – это гневный рассказ о трагической судьбе народа. Это также торжественный гимн во славу нового владыки мира – рабочего.

Писатель начинает с общих замечаний о том, что всюду, где человек обладает властью, он пользуется ею для порабощения себе подобных. Твен ссылается на пример африканской деспотии, упоминает о русском императоре, который одним мановением руки отправляет в Сибирь «бесчисленные толпы молодых людей, кормящих матерей, седых стариков, нежных юных девушек» 4, а также называет многих монархов прошлого, известных своей жестокостью.

Дальше рассказывается об угнетении, источником которого является церковь. О церковниках Твен говорит, пожалуй, с особенной горечью – ведь теперь речь идет не только об историческом прошлом, не только о далекой России или восточных и южных тираниях. Дайте церкви власть, восклицает писатель, и «она будет сжигать на кострах, бить батогами, убивать, мучить, устраивать страшные погромы, причем у представителей церкви и у ее друзей не возникнет и тени сомнения в том, что все это делается во имя человека и во имя господа бога» (стр.

  1. »Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», Госполитиздат, 1951, стр. 98 – 99. []
  2. См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XVI, ч. I, стр. 289.[]
  3. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XVI, ч. I, стр. 284.[]
  4. «The New England Quarterly», September, 1957, p. 383.[]

Цитировать

Мендельсон, М. «Новая династия» Марка Твена (Еще одна публикация из архива писателя) / М. Мендельсон // Вопросы литературы. - 1959 - №7. - C. 156-167
Копировать