№10, 1970/Коротко о книгах

«Неотразимый образ»

«Лариса Рейснер в воспоминаниях современников». Составление, примечания и вступительная статья А. И. Наумовой, «Советский писатель», М. 1969, 199 стр.

В последние годы появился целый ряд статей, основательно и глубоко исследующих отдельные вопросы творчества Рейснер. Но есть в иных высказываниях современников, сохранивших впечатление «первого прочтения», та точность, та степень постижения сути, которая может поспорить со специальными исследованиями. В этом смысле интересен недавно вышедший сборник воспоминаний о писательнице.

Так же, как очерки самой Рейснер, эта книга о ней приобщает нас к самым первым годам революции, к энтузиазму и душевной молодости тогдашних людей, к суровым временам военного коммунизма, когда быт, вплоть до мелочей, и самый воздух напоены были каждодневным героизмом.

«Лариса Рейснер, – пишет Ник. Смирнов, – была писательницей-общественницей, конечно в своеобразном творческом преломлении; для нее не существовало так называемых мелочей: мелочи складывались в ту жизненную огромность, изучению и воспроизведению которой она посвятила всю свою жизнь». «Лариса Михайловна дорожила тем, что видела и принимала жизнь всерьез. Немного тяжеловесно и перегруженно. Но и жизнь была переполнена тогда, как теплушка» (В. Шкловский).

Это последнее высказывание немаловажно и для понимания эволюции стиля Л. Рейснер – эволюции, нередко толковавшейся упрощенно и предвзято, как некое полное «преодоление себя» на пути к ясности и простоте. А между тем ряд глубоко индивидуальных черт поэтического мировосприятия писательницы сохранился – от юношески-наивной «Атлантиды» до «Декабристов».

Цитировать

Соловей, Э. «Неотразимый образ» / Э. Соловей // Вопросы литературы. - 1970 - №10. - C. 216-217
Копировать