№9, 1972/Заметки. Реплики. Отклики

Необходимые предпосылки

Датировка отроческих стихов Есенина, автографы которых до сих нор неизвестны в о времена создания которых мы не располагаем никакими другими свидетельствами, кроме наборного экземпляра 1925 года, где они датированы Есениным по памяти, – одна из проблем, с которой сталкиваются исследователи творчества поэта.

Статья Л. Вельской возвращает нас к этому вопросу. И это закономерно, ибо без правильной, научно обоснованной датировки произведший нельзя понять становление Есенина как художника, его идейно-творческую эволюцию.

Предмет спора заставляет вас прежде всего обратиться к наборному экземпляру собрания стихотворений Есенина, датировку ранних стихов в котором мой оппонент признает бесспорной и общепринятой.

Мысль об издании «Собрания стихотворений Сергея Есенина» возникла в литературно-художественном отделе Госиздата в середине июня 1925 года, и следовательно, работа над наборным экземпляром относится не к 1924, как утверждает Л. Вельская, а к 1925 году. 24 августа 1925 года редактор издания И. Евдокимов написал и на следующий день отправил С. Есенину, находившемуся в Баку, письмо, из которого явствует, что рукопись к тому времени еще не была готова к сдаче в производство. Вот строки из этого, до сих пор еще не опубликованного письма: «Уважаемый Сергей Александрович! В начале сентября мы наметили сдать в набор все три тома «Собрания сочинений С. Есенина», но перед нами стоят непреодолимые затруднения. Принесена рукопись в хаотическом состоянии и таковой остается до настоящего времени. Это одно. Вывод надо сделать такой: рукопись надо классифицировать, сиречь, – привести в порядок. Так как за несколько тысяч верст от Москвы делать этого нельзя, то необходимо Ваше официально» сообщение, кому Вы это дело поручаете. Второе – необходимы Ваши соображения но самому изданию: считаете ли Вы нужным порядок расположения хронологический и тематический, или формальный. Третье – представлено только 9000 стихов. По договору нужно еще 1000 стихов… Необходимо самое срочное уведомление отдела… по всем намеченным вопросам» 1.

Получив письмо, Есенин вскоре приехал в Москву и вместе с С. А. Толстой-Есениной и И. Евдокимовым стал работать над «собранием». Вот что вспоминает редактор издания о работа по определению дат ряда стихотворений: «Начали определять даты написания вещей. Тут между супругами (С. А. Толстой и С. А. Есениным – В. В.) возник разлад. И разлад этот происходил по ряду стихотворений. Есенин останавливал глаза на переписанном Софьей Андреевной произведении и ворчал:

– Соня, почему ты тут написала 14-й год, а надо 13-й?

– Ты так сказал.

– Ах, ты вое перепутала! А вот тут надо десятый. Это одно из моих ранних… Нет! Не-е-т!

Есенин задумывался.

– Нет, ты права! Да, да, тут правильно.

Но в общем у меня получалось совершенно определенное впечатление, что поэт сам сомневался во многих датах» 2, – заключает И. Евдокимов.

Таким образом, датировка стихов в наборном экземпляре небесспорна. И потому составители пятитомного Собрания сочинений Есенина всякий раз сверяли даты, проставленные в наборном экземпляре, с первыми публикациями и автографами поэта и нередко исправляли их. Но как быть в тех случаях, когда неизвестен первоначальный авторский текст и о времени создания стихотворения нет никаких свидетельств, кроме наборного экземпляра? В таком, и только в таком случае я предлагал дату первой авторской публикации рассматривать как наиболее правильную и достоверную, хотя и приблизительную, – датировать стихотворения по первой публикации.

Л. Вельская пишет, что решающим фактором для точной датировки произведения является «идейно-художественный его анализ в свете всего творчества писателя». Положение это общеизвестно. Его можно прочитать в любом учебном пособии по текстологии. Но пользуется этим принципом Л. Вельская не лучшим образом. Она рассматривает его как единственный и универсальный, в то время как он должен применяться в совокупности с другими приемами. Чтобы датировать неизвестное в рукописи стихотворение, иногда приходится наводить многочисленные справки по самым различным источникам. И как справедливо заметил ученый, «в данном вопросе возможно множество случаев, требующих совершенно различных методов нахождения решения» 3.

Так, Л. Вельская датирует «Песнь о собаке» 1915 годом, как «примыкавшую по проблематике, образной и стиховой структуре» к стихотворению «Корова». Но с такой датировкой, учитывая и идейно-художественную сторону стихотворения, нельзя согласиться.

  1. Копия, заверенная И. Евдокимовым! ЦГАЛИ, ф. 611 (Госиздат), оп. 1, ед. хр. 99, л. 1.[]
  2. И. Евдокимов, Сергей Александрович Есенин, в кн.: «Сергей Александрович Есенин. Воспоминания», М. – Л. 1926, стр. 211.[]
  3. В. В. Томашевский, Писатель и книга. Очерк текстологии, «Искусство», М. 1959, стр. 202.[]

Цитировать

Вдовин, В. Необходимые предпосылки / В. Вдовин // Вопросы литературы. - 1972 - №9. - C. 177-184
Копировать