№12, 1969/Заметки. Реплики. Отклики

Необходимая часть работы

Статья Н. Дикушиной, А. Дементьева и А. Хайлова, несомненно, заинтересовала всех литературоведов, и главным образом тех, кто в практической деятельности постоянно обращается к этому материалу, – вузовских преподавателей советской литературы. Вероятно, будут сделаны уточнения относительно принципов и структуры создаваемого труда, но уже сейчас можно сказать, что авторами статьи «Перед тем, как начать работу» намечены серьезные задачи и обозначены пути их решения. Вместе с тем хотелось бы сразу же высказать пожелание, чтобы этот труд был достаточно полным, отражающим все явления в истории советской критики. В этой связи представляется целесообразным остановиться на одном моменте, который в статье, носящей в определенной мере характер проспекта, оказался совсем незатронутым.

Кратко обозревая историю советской критики, авторы статьи справедливо пишут: «Годы Великой Отечественной войны составили особый, не столь продолжительный, но своеобразный период в истории советской критики.

Среди литераторов, ушедших на фронт, было немало критиков: М. Серебрянский, А. Тарасенков, И. Анисимов, О. Цехновицер, Б. Бялик и др. Но в армейской и фронтовой печати критикам меньше всего приходилось заниматься критикой: в газетах они выступали как очеркисты, публицисты, поэты, сатирики…» Но ведь эта работа, так же как упомянутые в статье «попытки обобщения опыта литературы Великой Отечественной войны» – исследования Л. Тимофеева, В. Перцова, Е. Трощенко и т. д., – все это в известном смысле было подготовлено деятельностью Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ), существовавшего в 1930 – 1932 годах, и в частности локафовской критикой.

Создавая историю советской критики, нельзя обойти критические отделы локафовских журналов: всесоюзного – «ЛОКАФ» (с 1933 года – «Знамя») – » и Ленинградского – «Залп». Обращение к ЛОКАФ в связи с изучением истории советской критики тем более важно, что это была, по сути, первая межгрупповая организация советских писателей. Как отмечалось в периодике тех дней, на 1-й конференции Ленинградско-Балтийского ЛОКАФ руководители этой организации «дали отпор имеющимся кое-где в рядах нашей организации тенденциям превратить ЛОКАФ в военную секцию РАПП, то есть на деле – отбросить от обслуживания задач обороны страны художественным словом всех писателей, кроме пролетарских. ЛОКАФ – не РАПП, ибо включает в свои ряди представителей всех советских литературных организаций» 1.

Но этим не исчерпывается значение ЛОКАФ в истории советской критики. Уже в начале 1931 года, через полгода после создания организации, ее руководители могли с удовлетворением «констатировать, что вслед за писателями и наша критическая мысль начинает поворачиваться к вопросам военной опасности и обороны СССР» ## «Залп», 1931, N 2, стр.

  1. «Залп», 1931, N 4, стр. 3.[]

Цитировать

Заманский, Л. Необходимая часть работы / Л. Заманский // Вопросы литературы. - 1969 - №12. - C. 182-185
Копировать