№12, 1963/В шутку и всерьез

Не своим голосом

(МОНОГРАФИЯ)

Нет надобности говорить о той роли, какую играют штампы в литературном производстве. Есть надобность только подчеркнуть эту роль. Применение штампов давно превратилось в науку, которая усилиями множества авторов постоянно движется вперед. Как и во всякой науке, здесь наблюдаются разные течения, направления и, конечно, здесь ломаются копья.

Какого же направления следует придерживаться? Не пора ли нам сделать выбор? Пора. Пора нам сделать выбор между традиционным и новаторским штампом, играющим авангардную роль. О достоинствах и недостатках того и другого легко судить по целому ряду примеров.

В области традиционного штампа много работал Адам Наганов, автор повести «Личный бизнес». Здесь трудно удержаться от цитат.

«Гробб безрезультатно рвался из леденящих пут страха. Он прекрасно понимал, что конец уже близок. Каждый встречный милиционер казался ему переодетым дружинником. В два часа ночи…» (гл. 35).

«…го вы достали шкурки неубитого медведя, найденные при обыске? Напрасно молчите.

Полковник Сезамов достал из папки рентгенограмму ключицы.

– Узнаете, Гробб?

– Он, – прохрипел Гробб, – он самый.

И Гробб начал раскалываться своим простуженным басом» (гл. 75).

«Лейтенант Суперменко плыл по следу. Изредка он переворачивался на спину, чтобы сориентироваться по звездам. По сторонам проносились освещенные берега Москвы-реки. То и дело он опускал нос в воду и среди сотен запахов проплывших тут за день людей и буксиров напряженно ловил остервенелый аромат преступника.

Внезапно из глубины кто-то хмуро ударил его большим сапогом. Лейтенант успел еще подумать, что это конец (сто десятой главы)».

Среди многочисленных попыток отрицания искусства традиционалистов через посредство собственной оригинальной манеры выделяется Алекс. Бузилин с его «Олегами». Вот седьмая глава оттуда.

«УБЕРИТЕ ЮПИТЕРЫ!

Ресторан назывался «Девятый вал» (придумали названьице!). В углу зала они отыскали свободный столик.

Пока официант возился с пробками, Олег поедал глазами курган из салата.

– О чем ты думаешь?

– О тебе. (Ты научился врать, старик?) Что ты хотела бы съесть?

– Я хочу выпить. (Ого!)

Они выпили по сто тридцать граммов, они съели по двести пятьдесят граммов салата, они утерлись салфетками.

От соседнего столика подошел малый с ножом, уставился.

– Мадам, вы железный кадр.

Цитировать

Гай, Э. Не своим голосом / Э. Гай, Б. Ганин // Вопросы литературы. - 1963 - №12. - C. 227-229
Копировать