№6, 1975/Хроника

Научные сессии ИМЛИ

  1. Посвящается творчеству Вс. Иванова

В ИМЛИ в феврале этого года состоялась научная сессия, посвященная творчеству Всеволода Иванова. В последние годы искусство этого писателя привлекает к себе серьезное внимание литературоведов. Прежде всего, значительно расширился диапазон исследования: раньше внимание сосредоточивалось лишь на «Партизанских повестях» и произведениях, к ним примыкающих, – ныне изучается все творчество писателя, работавшего в искусстве почти 50 лет. Изменилась сама проблематика исследования его многочисленных и чрезвычайно разнообразных произведений: подробно рассматривается жанрово-сюжетное и стилевое новаторство художника.

Подобный подход к наследию Вс. Иванова выявился в докладах, прочитанных на данной научной сессии. Ее открыл секретарь Союза писателей СССР В. Озеров. Во вступительном слове он охарактеризовал Вс. Иванова как одного из основоположников советской литературы, талантливого представителя того поколения прозаиков, которое было рождено Октябрем. В. Озеров говорил о значимости творческого наследия писателя для нынешнего развития советской литературы.

В докладе А. Хайлова (ИМЛИ) «Художественный мир Всеволода Иванова» были кратко охарактеризованы основные этапы творчества художника, сосредоточенного на поисках новых путей в искусстве, увлеченного экспериментом, смело осваивающего разнообразные и оригинальные традиции. Докладчик специально остановился на отдельных аспектах эстетической позиции писателя, а также на его отношениях с критикой. Г. Белая (ИМЛИ) в докладе, посвященном стилю Вс. Иванова первой половины 20-х годов, рассматривала этот вопрос прежде всего в контексте стилевых исканий советской прозы этого периода. Внимание выступавшей было сосредоточено на такой стилевой тенденции, как усиленное звучание «голоса» героя, вступающего в сложные отношения с «голосом» автора. В. Скобелев (Воронеж) в своем выступлении анализировал новеллы Вс. Иванова 20-х годов (сборники «Седьмой берег», «Тайное тайных» и др.). Он говорил о своеобразии ивановского психологизма, которое во всей полноте сказалось именно в новеллистике. Е. Краснощекова свой доклад посвятила теме жанрово-сюжетного и стилевого своеобразия романа «Похождения факира», стараясь обосновать связь этого романа с «особой ветвью» мирового романа – плутовской, похождений, тайн.

Л.

Цитировать

От редакции Научные сессии ИМЛИ / От редакции // Вопросы литературы. - 1975 - №6. - C. 311-313
Копировать